Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Светлана Титова: острие моды указывает на время

Мешки - для греков. «Колбасы» - для итальянцев. Уникальная шляпа - для римского папы. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

«Я всегда задаю режиссеру вопрос: как мы будем снимать? Что вы хотите, чтобы это были абсолютно случайные цвета, которые в жизни встречаются – хроника, так скажем? Или это будет какая-нибудь задумка? Например, Ваня Дыховичный хотел черно-белое. Мы одевали всех в черно-белое и добавляли какие-то яркие пятна.

Когда я работала на фильме «Маленький гигант большого секса», мне нужно было показать, как меняются годы, потому что там есть довоенные, послевоенные, потом 60-е, 70-е и 80-е. Коля Досталь поддержал меня, когда я рассказала свою концепцию фильма, как я с изобразительной точки зрения вижу. Ему понравилась идея. Когда герой начинал свою карьеру, я сшила всем белые платья, светлые костюмы, набрала что-то, и вся массовка в Абхазии одевалась в белое. Правда, они сердились очень, там ведь грузины, абхазы, они любили дорогие вещи, а это что за барахло. Вплоть до того, что оделись, прошлись пару раз и говорят: «Ты что, издеваешься, мы так и будем ходить туда-сюда?» А там же один кадр, второй – на целый день. Они раздевались, бросали все и уходили.

Так вот у меня сначала все были белые, плакатные немножечко. Потом, в 60-е годы, достаточно пестрые. Потом, когда герой встречался в доме у девушек, я взяла все рваненькие бархатные платья, старые, которые были на Мосфильме, чтобы был насыщенный цвет, и вырезала разные дырки. На этом построила весь бомонд.

С Шахназаровым на фильме «Яды, или всемирная история отравлений» мы здорово мучились, потому что там все начинается с Греции и до наших дней. Карен Григорьевич сказал: «Мне не хочется, чтобы были настоящие костюмы, нарисуйте мне, придумайте что-нибудь эдакое».

Для Греции мы взяли просто мешковину и кожу. В пустыне, в Персии мы красили мешковину в разные цвета, достаточно яркие, но мягкие, и они все переплетались между собой. Италию решили сделать побогаче, бархат и все такое. Я сделала образец, Шахназаров посмотрел: «Нет, это какая-то «Графиня де Монсоро». Мне не нравится».

Я тогда голову ломала. Еду в метро – сижу, рисую. И как-то нашелся стиль. Я перекрасила в разные цвета суровье – это серая, шерстяная, суровая полусолдатская ткань. И из нее делала все костюмы – бархата не было нигде. Еще придумала такие тканевые «колбасы», которые нашивались сверху, чтобы делать формы рукавов, воротников... Для Италии были очень насыщенные цвета и все разного колорита. И это понравилось. А современность уже была в китчевом стиле.

Еще Шахназаров попросил: «Придумайте какую-нибудь шапочку для римского папы, мне настоящая не нравится». И тогда придумала шляпу с занавесочками. Я вырезала фотографию актера, а в тетрадке нарисовала множество разных шляп и стала их подставлять. Актер был питерский. И, кстати, это хороший способ, когда нет под рукой актера, нет обилия шляп, и их надо изготавливать. Берешь фотографию и примеряешь. Иначе ты не видишь, пойдет эта шляпа, не пойдет. Потом уже режиссер отобрал ту и эту. Так вот у нас происходило.

В отличие от сегодняшнего времени, раньше все старались четко следовать моде – это важно, когда тебе нужно четко показать время. Может быть, даже вы сейчас замечали, некоторые бабушки с 90-х годов донашивают «большие плечи». Они привыкли видеть себя молодыми в том времени. И им это шло, хотя с того времени изменилась фигура и все остальное. А в 90-е годы в свою очередь можно было увидеть старушек, которые носят платья до колена, хотя в то время платья уже были другими. Они были или супер-короткие или супер-длинные.

Самое главное – острая мода. Этим острием ты показываешь время в кино четко. В обычной жизни все перемешано. Но когда ты делаешь фильм, где тебе надо точно обозначить: это 60-е, это 70-е, это 90-е, ты берешь характерные черты моды. И одеваешь массовку в то, что было наиболее характерно. Даже если такие вещи многие не носили, потому что было дорого, не все могли достать. Так же, собственно говоря, я действовала на «Рухнувшей империи» Шахназарова. В 70-е годы далеко не все одевались так, как у нас в фильме. Хотя там использованы вещи 70-х годов, подлинные, шились в то время, но это вещи, которых у многих не было, они шились для очень ограниченного круга. Все остальные донашивали то, что было в 60-х. Но для ясности картины ты отрубаешь 60-е и берешь только 70-е».

Полная версия