Живописная слава испанских королей
Монархи пешие и конные, в интерьерах и на природе. Лица – с тяжелыми подбородками, строгие, сумрачные, бледные, торжественные. В Эрмитаже, в Георгиевском зале открылась выставка картин из музея Прадо. Она начинает перекрестный проект «Год Испании в России и России в Испании».
На открытие приехали президент Медведев с супругой и король Испании Хуан Карлос I с королевой Софией. Внимательнейшим образом рассмотрели фамильные портреты династии Габсбургов, в изобилии развешанные по залу в хронологическом порядке. Самый ранний портрет, датируемый 1533 годом – парадный «Портрет Карла V с собакой», кисти Тициана. Именно в него упирается взгляд входящего: портрет «держит» экспозицию, работает ее центром и сразу же заявляет основную тему – сила и слава испанской монархии, отраженная в полотнах великих мастеров.
Основу коллекции главного национального музея Испании, как известно, закладывали короли и императоры, на протяжении трех столетий, с XVI по XIX век. Живописные полотна хранились первоначально в Эскориале и Алькасаре, двух резиденциях монархов. Затем была воплощена в жизнь идея Карлоса IV о создании музея живописи. При Фердинанде VII музею было передано здание, построенное по проекту Хуана де Вильянуэвы в стиле испанского неоклассицизма. Официальное открытие музея состоялось 19 ноября 1819 года, после революции 1868 года Королевский музей был национализирован и официально переименован в Национальный музей Прадо.
Испанские короли, страстные коллекционеры и любители искусства, приглашали ко двору самых великих и знаменитых живописцев своего времени: при испанском дворе подолгу работали Рубенс и Тициан, при короле Филиппе IV, самом тонком ценителе живописи, расцвел талант Диего Веласкеса, главного придворного художника. Карлос II, последний из Габсбургов, привез в Мадрид Луку Джоржано.
От Сурбарана до Гойи
Львиную долю коллекции Прадо составляют именно живописные работы: их в музее около восьми тысяч. Из них для показа в Эрмитаже отобрали 66 шедевров, наиболее ярко, точечно репрезентирующих коллекции живописных школ Европы: голландской, итальянской, немецкой, французской и, конечно же, испанской. Хронологические рамки охватывают период от 1450 до 1820 года, от Ренессанса до раннеромантических работ. Больше всего конечно, испанцев: Сурбарана, Мурильо, Риберы, Веласкеса, Эль Греко, Гойи и Мелендеса, представленного роскошными натюрмортами.
Тициана, равно как и Рубенса, на выставке тоже немало: самая известная работа – «Венера и Амур». Есть один Веронезе – «Кающаяся Магдалина», едва ли не более знаменитая, чем картина Тициана на тот же сюжет. Одна небольшая картина Рафаэля Санти – «Святое семейство с ягненком». По касательной, слегка задета тема музыки, понимаемой как отражение на земле гармонии сфер: на полотне Пуссена изображены музыканты, рядом – Святая Цецилия, считающаяся покровительницей искусства музыки.
Очаровательные картинки Якоба Йордана и Рогира ван дер Вейдена, развешанные в самом начале экспозиции, соседствуют с «Портретом неизвестного» Дюрера и иронической сценкой «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха.
Однако суть выставки, ее основное содержание, несомненно, составляют парадные портреты королей и королев: Карлоса III в детстве, Филиппа III, вдовствующей королевы Марии Медичи (пышные формы тела и вдовий кружевной чепец выписаны Рубенсом с особым тщанием). Имеются монархи пешие и конные, в интерьерах и на природе. Лица Габсбургов, отмеченные фамильным сходством – тяжелым, выдающимся вперед подбородком, строгие, сумрачные, подпертые плоеными воротниками, сливаются в торжественную мрачноватую процессию. Глаз лишь ненадолго отдохнет на изящном, меланхолическом лице - «Портрете неизвестного с рукой на груди» Эль Греко. Сочувственно отметит изможденные лики святых, порадуется мягкой округлости пушистых детских щек (Мурильо, «Добрый пастырь»). Полюбуется прихотливостью формы и цвета на полотне Мелендеса «Корзина с цветами» - и вновь погрузится в темный, давящий колорит картин Сурбарана, Риберы и Веласкеса. Восхищение мастерством великих испанских художников, их точной рукой редко совпадает с эмоциональным откликом. Это случается, когда следуешь за ломаным, экспрессивным рисунком Эль Греко, оценивая тревожно кричащие цвета «Святого семейства». Или, например, перед шпалерой Гойи «Сбор урожая», полной воздуха и разреженного, осеннего, затухающего света.
Никогда прежде музей Прадо не вывозил столь внушительную и представительную коллекцию за пределы Испании. Это обстоятельство особо подчеркнул директор музея, Мигель Сугаса. С ответным визитом в Прадо осенью повезут «Сокровища Эрмитажа»: скифское золото, антики, полотна Матисса и Рембрандта.