Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Лютые финны взялись за «Дубинушку»

Финны из группы KYPCK ищут и находят загадочную русскую душу в неподъемном дум-металле. Во втором альбоме грозный квартет опускается ниже, идет вглубь российской истории и стонет почище волжских бурлаков.

Помимо традиционной металлической музыки финны любят иногда выдать что-нибудь необычное и даже дикое. Но при всем этом получившийся продукт всегда бывает если не качественным, то хотя бы коммерчески успешным. Как, скажем, приснопамятные уроды Lordi, выигравшие «Евровидение». А три года назад в цех брутальных развлечений уверенной поступью вошла группа KYPCK – нечесаные мужики, прикидывающиеся русскими и играющие каменно-тяжелый дум с текстами о Сталинграде, врагах народа и их тяжких думах.

Достопримечательности «Курска»

Основателями «Курска» стали широко известные в металлургических кругах люди: Сами Лопакка, гитарист заслуженного готического коллектива Sentenced, и Хиили Хийлесмаа, продюсер всех местных знаменитостей от Apocalyptica до HIM. Обоим давно хотелось поиграть что-нибудь медленное и лютое, но не было повода взяться за работу. Никто не помнит, кому и когда пришла в голову идея назваться русскими, но с этого момента все и завертелось. Появился подходящий вокалист, бывший работник финского посольства в Москве Эркки Сеппянен, потом – басист со смешной фамилией Юля-Раутио. В конце 2007 года KYPCK обосновался в комфортабельной студии Хийлесмаа, сам он сел за ударные, и началась работа над альбомом «Черно».

На этом краткую биографическую справку для ценителей жанра можно и закончить. Куда занятнее покопаться в деталях образа «Курска», составленного из самых избитых штампов о России и Советском Союзе, фрагментов отечественной классики и туманных представлений о причинах метаний среднестатистической русской души. Все музыканты щеголяют в побитых молью солдатских шинелях, купленных через интернет. Свои инструменты «куряне» берегут, как наградное оружие. Тем более, что они непростые: Юля-Раутио играет на басу с единственной струной, а ловкий Лопакка переделал свою гитару под автомат Калашникова. Певец Эркки, в свою очередь, эпатирует финскую ДПС, разъезжая на жигулях-«пятерке» защитного цвета, разрисованной красными звездами.

Русские душой

Ко всему русскому металлисты из Суоми относятся уважительно. Говоря о выборе подходящего названия для группы, они с почтением вспоминают Курскую дугу и погибшую подлодку. Эркки, два года изучавший в Санкт-Петербурге русскую историю и литературу, отличает Пушкина от Лермонтова. В сортах российского пива он тоже разбирается – ведь под него в основном и проходит сочинение текстов песен.

Трудности перевода.Эррки Сеппянен рассказывает, что проверял тексты песен на троих друзьях из России. Автор выбрасывал только те строчки и слова, которые были забракованы хотя бы двоими из них. А большая часть ошибок и неточностей была оставлена, чтобы сохранить рифму и ритм.
«Курские» стихи – повод для отдельного разговора. Патриотический пафос в них неуклюж, как пьяный медведь, смысл слов к концу предложения так и норовит ускользнуть. Но в исполнении иностранцев ляпы даже умиляют. Тем более, что музыканты KYPCK кое-где сумели ухватить самую суть. Взять хотя бы извечную мечту о сильной стране или непобедимую «черную дыру» русской хандры.

А вот звук «Курска» выше всяких похвал. Грубые, но четко вычерченные мелодии наваливаются одна за другой. Для сгущения угрожающей атмосферы клавишные оказались не нужны, достаточно чудовищно медленных гитарных риффов и мерного грохота ударных. А на фоне всего этого взрезают воздух истребители, газуют любимые «Жигули», щелкают оружейные затворы и булькает водка, вливающаяся в горячих финских парней.

Ниже «Черного»

Новый альбом «Ниже» оказался еще тяжелее и медленнее предыдущего. Разве что Лопакка начал изредка «стрелять» из своего АК-47 не тяжелыми очередями, а проникновенными соло («Разрыв», «Товарищам»). У Эркки стало похуже с русским языком, но зато расширился кругозор. Его заходы вглубь российской истории дали самые удачные номера: серьезную металлическую оду Екатерине Второй «Фелица» и людоедскую «Дубинушку» с репинским названием «Бурлаки на Волге». Без Сталина, впрочем, тоже не обошлось.

Временами KYPCK от полноты недобрых чувств заезжает в совсем уж маргинальные края, как в случае с похоронным «Вальсом смерти». Но это все же издержки образа, а не природная суровость. Финны охотно идут на контакт с поклонниками и не скрывают, что рассчитывают на популярность в России. А наши разборчивые любители «тяжеляка», уже оценившие группу по достоинству, наверняка будут рады и ее новой работе.

Полная версия