Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Александр Петлюра: нельзя забывать приемы старой школы

Вещи надо перекладывать. Музеям одежды требуется теплота. Компьютер -- слабый помощник для художника по костюму. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

«Когда я приехал в Москву, прошел все музеи -- Бахрушинский, Музей революции, чтобы зажечь себя, чтобы отличить, чем я занимаюсь, а чем не занимаюсь. Не хотел путать себя с тем, что делают коллекционеры. Я собиратель какой-то большой инсталляции, которую я выдумываю, панорамы. Я ходил по музеям и смотрел, что там есть, а чего нет, чтобы отличиться от всех и делать то, что никто не делал до меня. Собирательство очень загружает жизнь, потому что это огромнейший труд. Если даже собирать вырезки из журналов и складывать из них некие «мозги», как я это называю, примеры красивых вещей, в результате они отпечатываются в памяти и помогают потом видеть настоящие вещи. Чтобы соприкасаться с настоящими вещами, нужен музей одежды. Конечно, в Москве они существуют, но они отвратительны, ужасны. Есть, правда, настоящие вещи в Музее истории страны, который раньше Революцией назывался. В основном там держат все в запасниках, все гниет. Там у них в основном военные, знаковые вещи, которые грустно экспонированы.

Нет теплого пространства, куда студенты могли бы приходить. Есть что-то на студии Горького, есть в Текстильном небольшая экспозиция, а на Мосфильме даже нет музея. На самом деле это должно быть такое теплое пространство, где минимум месяц можно показывать, например, 20-е годы. Чтобы человек прочувствовал тепло, энергию предыдущего хозяина. Почувствовал, где вещи холодные, где теплые, даже не цветом, а энергетикой, хотя цвет тоже многое диктует.

Это очень большой труд, большая лаборатория. Я вот, чтобы крыша не съезжала, когда меня угнетает злость или необходимость, пересиливаю себя и приезжаю в мастерскую. Вещи надо много перекладывать. Возникла пыль – переживаешь. Появилась моль -- переживаешь. И энергии они много отнимают, потому что я беру вещи знаковые.

Я любил и люблю вырезать разные картинки из старых журналов, найденных на мусорке. Вижу -- такие классные персонажи и вырезаю их. Куски, детали случайные, купальники какие-нибудь или статью про историю купальника. И такие книжечки беру, выброшенные бухгалтерские отчеты, и вклеивают туда. Называю их «Мозги» -- том первый, том второй... Потом мне так бывает легко, удобно. Если на фильм зовут, а я не могу найти образа. Смотрю «Мозги», а там, ух, дядьки с такими усами или тетька толстая-жирная смешно одета, как будто поросенок, сейчас все лопнет.

Это приемы старой школы, которые нельзя забывать. Можно уйти в компьютер, задать ему вопрос, кликнуть: «Помоги, старичок». Но он же мертвячок, у него нет опыта, у этого компьютера. Там набрано кем-то, набросано, заброшена информация тоже мертвая. А здесь нужно накапливать опыт, смотреть на улице, подмечать, зарисовывать, фотографировать. Создание такого информационного поля всегда отличает талантливого костюмера от неталантливого.

По мне так вообще, когда художник работает с костюмом, он сам должен быть как палитра перед краской. Он должен настроиться на то, что его нет. Студент весь должен быть поглощен работой с первого курса. А иногда вечером выходить, попробовать на себе современную или старую одежду, поносить поиграть, почувствовать. Ну и отрываться, вести поиск. Во время работы я всегда надеваю комбинезон или халат, черный или белый, под настроение. Это важно для меня, чтобы не путать себя с работой».

Собрание лекций "Киношколы" вы можете найти на ее сайте.

Полная версия