Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Светлана Титова: костюм и личность

Что прячет народ в шкафах годами. Как художник по костюмам лепит характеры и работает с населением. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

«Если мы работаем с придуманным образом, а не реальным человеком, прежде всего, надо опираться на то, какая роль у актера: из каких слоев общества его герой, какая у него или у нее биография. В соответствии с этим одевать. Может быть, она вышла из низов, но достигла самого верха, значит, должны быть какие-то детали, которые подчеркнут ее характер, темперамент, личность. Это обязательно.

Когда одеваешь героев, ты разговариваешь с режиссером: как вы хотите подать этого человека, что он из себя представляет. Ты копаешься в сценарии, допытываешься: кто он такой, откуда произошел, кто его отец и мать и какие у него привычки, чем занимается. Тогда и рождаются какие-то детали костюмов.

В основном используются склады Мосфильма и Ленфильма. Если это 60-е - 90-е годы прошлого века, можно купить вещи у населения. Для одной картины Шахназарова мы покупали у населения довольно много.

Многие люди не расстаются с вещами потому, что в свое время покупали их в «Березке». Приносят уже что-то со словами: «Ну как же так, вы знаете, что я купила это в «Березке». Закупала эти «боны», на которые продавали. Это такой костюм, посмотрите, какой он замечательный…». Люди с этими вещами, которые тогда доставались им очень хлопотно, дорого, из-под полы, расстаются неохотно. И долго все это держится в шкафах, жалко выбрасывать. Потом продают на картину.

Теперь мы даем объявления в газете, раньше было объявление по радио. В Питере я делала две картины «Жизнь Клима Самгина» и «Открытая книга». Там несли столько вещей XIX -- начала XX века... Но мы были бедные, и как-то голова была полна одной работой. Сейчас думаешь: боже мой, там были такие вещи, можно же было купить. Но денег хватало только на еду, и как-то все не получалось. А приходили очень интересные женщины, старушки, у которых там -- вуалеточки и все–все-все. Сейчас такую вуалетку не найдешь – синтетика сплошная. А настоящую, старинную не найти.

Я в свое время даже на рынках вещи покупала – на развале в Марке, в Измайлове. Туда привозили крестьянские вещи замечательные, старые очень, домотоканные. Покупала в никуда, но зато у меня есть загашничек.

Я так особо не собираю, но, когда я бывала в Измайлове, купила два старинных шитых золотом русских головных убора, домотканую ткань – пестрорядь и лен. Купила там сарафан, платки были. Видимо, какой-то мужичок нашел брошенную деревню, где были целые сундуки с этими вещами, еще совсем новыми. Фантастика!

Потом русские вещи, да, немножко использовались в кино, в основном головные уборы, но я их не очень треплю. Какие-то обрывки кружев, детали – вот это я нашивала. Нашиваешь что-то, и уже вещь по-другому смотрится».

Собрание лекций "Киношколы" вы можете найти на ее сайте.

Полная версия