Александр Петлюра: у меня все по-другому
Как одеть сто пятьдесят бомжей за одну ночь. Как выглядит богема 2027 года. Как сочетаются дембельский китель и красные женские сапоги. Как подбирались костюмы для фильма Александра Зельдовича «Мишень», участника Берлинале-2011. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».
"Я знаю, как это делается, но у меня все по-другому. Мне дают сценарий, и я его читаю по диагонали. Не люблю читать -- засыпаю. Просматриваю быстро. Выделяю персонажей. На самом деле я же этим редко занимаюсь. А если меня зовут, то первое, чему предаю значение: чтобы симпатизировал режиссер, поскольку не работаю с незнакомыми людьми. Все, что я делаю в театре или кино, – только с близкими людьми.
А работа с Лерой Гай Германикой – это был первый раз, когда я согласился на человека, которого не знаю. Ее привела ко мне знакомая. Я посмотрел на безумную девушку, которая долго комплексовала, пока не вмазала полбутылки винища. Потом разлеглась у меня в мастерской. Думаю: о, сявка какая-то, класс, значит, будет кино делать… Ничего, с этой рок-н-ролльщицей можно что-то поделать. Она такого мнения была, что она самая рок-н-ролльная. Потом я принес книжку, показал ей: «Ты что думаешь, самая крутая?» Книжка – 80-е годы. 1985 год – фотографии концертника. Первые концерты в Горбушке, первые неформалы… У нее вообще челюсть отвисла.
- Что, такие крутые люди были? А я думала, я самая такая.
- Да нет, ты че? В андерграунде такие люди лежат. Выйдут – мурашки по коже у всех. Они уже как крокодилы, заросшие все, с какими-то ржавыми железными зубами.
Страшилки ей порассказывал. Я понял, что ее это не пугает, и она меня тоже не пугает. И я согласился. А с другими все происходило как скорая помощь. Мне звонили или звонят. Например, «Мишень» Зельдовича. Звонок.
- Спасай.
- Что случилось?
- Пятьдесят бомжей две тысячи какого-то там года сможешь одеть?
- Да какие проблемы.
Через час звонит.
- Я извиняюсь, а сто?
- Да не проблема. Хоть сто, хоть сто двадцать, хоть сто пятьдесят.
- Так это ж завтра!
- Да не проблема. Ты мне говоришь, что, как, какие образы, мысли. Что ты хочешь в этом увидеть.
И если я представляю правильно, чтобы не потерять линию фильма, мы замешиваем брендовые вещи – шанель, фигель с большими надписями – с какими-то клошарными вещами, которые можно найти в мусорке. Я выбрал вещи яркие, современные и просто в кучу их бросил. Замешал так, как человек, бомж, может из мусорки одеться. Ну и что-то получилось. Скажем, бывший моряк, отъехавший куда-то… Где-то шизу какую-то навел, где-то эклектику.
И он (Александр Зельдович. – Infox.ru) поехал ко мне в двенадцать ночи, что ли.
- Я – посмотреть.
- Саш, пока ты едешь, я отвешу кое-какие вещи.
Он приехал, а у меня уже – огромные вешала, которые завешаны вещами предполагаемыми: какие-то резиновые сапоги, какие-то женские на каблуках, которые я надевал на мужчин. И всякий сюр. Он приехал: «Отлично, это то, что я думал, сюр какой-то». Это местами выглядело, как «крэзи» мода. Один из них был в дембельском пиджаке, красном трико, красных женских резиновых сапогах на каблуке, какой-то шапочке. Все лежали - знатный бомж, собачка и пакетик, что-то в пакетике…
Поначалу я давал некоторым самим выбирать вещи: «Вот, как бы ты оделся?» Такие приемы иногда проходят с людьми, которые осознают эстетику вещей. Но там начался такой хаос-бардак. Половина статистов вообще ни к чему не была готова. Пришлось потом лепить на них. Но у меня все получается достаточно быстро. Потом съехались художники, фотографы… Всех обзвонили: «Караул, приезжайте! Петлюра тут такие наделал шедевры. На халяву съемка у вас получится».
Ко мне потом Зельдович подходит:
- Слушай, бомжи бомжами, а вот не попробуешь сцену? В 2027-м или 2030 году все происходит. Богему надо одеть за столом.
- Да почему же нет?!
- Но у тебя же нет современных вещей.
- А какие могут быть современные вещи? Нужно иметь некий вкус и предположение, что будет в 27-м году.
Какое это будет общество? Либо оно социально отсталое, либо богемка такая. Я приехал сюда (в мастерскую. – Infox.ru) и взял разные вещи: что-то из модного, какие-то пачки, дизайнерское что-то. И к ним приложил вещи, которые во времени никогда не теряют свою красоту, какие-то крепдешиновые блузы 20-30-х годов. Получилась такая теплая, топленого молочка гамма, летние образы. Все пастелькой накрыл. И очень понравилось всем".
Собрание лекций киношколы вы можете найти на ее сайте.