Британская сила прорвалась в Валгаллу
Талантливые чудаки из British Sea Power подтвердили статус непредсказуемой группы. В новом альбоме «Valhalla Dancehall» они отложили морской построк, чтобы со вкусом и разнообразно поплясать.
Британский рок никогда не знал недостатка в оригиналах. Секстет музыкантов из Брайтона с внушительным названием British Sea Power занимает среди них достойное место. То, что играют эти шесть человек, можно коротко назвать построком. Правда, на рядовых размазывателей гитарных риффов они не слишком похожи. Построкеры в большинстве своем напряжены, как космонавты перед стартом, а их музыка слишком зациклена на высоких сферах. Наши же герои не боятся делать лицо попроще.
Рок в кустах
Все участники British Sea Power – люди с интересными привычками и любят почудить, как на сцене, так и в жизни. Они увлекаются военной историей и пешими походами по английской глуши, питают слабость к джентльменским нарядам и армейской форме 30-х годов. Журналистам, желающим пообщаться с ними, они присылают точные координаты места встречи. Сцену для своих выступлений музыканты обязательно украшают зелеными веточками, которые сами предварительно и наломали. Перед концертами полисмены не раз снимали эксцентричных артистов с деревьев. Но каждый раз парням удавалось доказать, что настоящие кусты вокруг прежнего клавишника Имона, обладателя плоской английской каски-«томми», непременный и очень важный элемент всего шоу.
Прихотливый маршрут гастрольных передвижений группы мог бы стать основой для туристического путеводителя по сельской Англии. Свои пространные гимны, адресованные стихиям, British Sea Power привыкли играть на открытом воздухе, да еще и в самых живописных уголках: у скромной приморской кафешки где-нибудь в Сассексе, на пароме через реку Мерси или на самом высоком в стране холме. Однажды они даже забрались с гитарами в пещеры близ Корнуэлла. Громкие рок-н-ролльные номера, которых у BSP тоже немало, припасены для пабов и рюмочных в таком захолустье, где даже о «битлах» слышали краем уха.
В последние годы набравший популярность ансамбль чаще выступает на больших площадках, отчего в провинции с его участниками порой случаются классические курьезы. В одном из городишек, не приученная к такой забаве, как «стейдж-дайвинг», публика не поймала нырнувшего со сцены нового клавишника BSP Фила. В отличие от своего предшественника, Фил каску не носит и поэтому изрядно ушибся. В другой раз история повторилась уже с гитаристом Ноблом. Правда, он оказался более упертым и прыгал в толпу до тех пор, пока она все-таки не догадалась подхватить его на руки.
В поисках новой силы
В 2008 году British Sea Power выпустили отменный альбом «Do You Like Rock Music?» и успешно съездили в турне по Америке. Казалось бы, группе нужно следовать тем же путем, только ускорить шаг. Но странные ребята из Брайтона снова всех удивили, записав совершенно некоммерческую пластинку – саундтрек к документальной драме 1934 года «Человек из Арана». Популярными жанрами там и не пахнет. Построковая печаль ухнула в вечность, а зыбкий гитарный звук растаял под солеными морскими ветрами на симфонических просторах.
После «Человека из Арана» поклонники группы уже настроились на крупные и возвышенные музыкальные формы. А та вдруг встрепенулась и выдала свой самый прямолинейный и хитовый альбом. После черно-белого сказа о тяжелых буднях рыбаков настала пора ярких красок и плясок, причем не где-нибудь, а в «Танцевальном зале Валгаллы».
Прежде «Британские морские силы» никогда не выдавали подряд столько рока. А тут в ход сразу идет связка ударных вещей на любой вкус. Первым же номером слушателя, настроившегося на деликатную музыку, огорошивает мощная стадионная кричалка «Who’s In Control». Следом идет столь же размашистая «We Are Sound», неуловимо похожая на недавние творения Kings Of Leon. Номер «Georgie Ray», тихий и мирный, вроде как навеянный музыкантам антиутопиями Оруэлла и Брэдбери, дает передохнуть перед новой порцией боевиков.
Органически близкий британцам постпанк в альбоме от номера к номеру меняет маски. В результате «Stunde Null» напоминает дадаистские пляски Franz Ferdinand, а щеголяющие модным звуком «Mongk II» и «Heavy Water» терзают слух электрическими перегрузками. Не обходится дело и без построковых композиций. Но они не бессловесны – как всегда у BSP, звуковые красоты служат фоном для самых простых и жизненных текстов. Шикарная «Cleaning Out The Rooms», украшенная скрипками и фортепиано, так и вовсе рассказывает о банальной уборке. А бормотание вокалиста Йена на фоне наведенного гитарами северного сияния и звона невидимых льдинок в «Once More Now» действует лучше любого успокоительного. Не зря сами музыканты предлагают прослушать 11-минутную композицию еще разок, на всякий случай.