Уличный шансон в студийной клетке
Главная молодая звезда Франции Изабель Жоффруа, она же Заз, поет шансон на улице и в интернете, покоряет российских меломанов и дразнит слушателей своего дебютного альбома «ZAZ». Пока новый год не ошеломил свежими релизами, Infox.ru вспоминает хорошие прошлогодние записи.
Российская история популярности певицы Заз началась с интернета. Все лето и осень прошлого года блоггеры обменивались ссылками на ютьюбовские ролики и восторженными комментариями. В роликах улыбчивая девушка в компании гитариста и смешного кучерявого контрабасиста дивным хриплым голосом пела джаз, шансон и просто что-то очень французское. Пела и в студии, и прямо на улице, у подножия Монмартра. На всех интернет-зрителей моментально нисходил парижский дух, и число просмотров стремительно росло. Последний раз подобный бум, пришедший с берегов Сены, был связан с поп-певичкой Элизи. Правда, там речь шла не о вокальных достоинствах, а о соблазнительных танцевальных па туго упакованной в платье фигурки.
Музыкальные AZы
Заинтересовавшиеся меломаны захотели узнать про Заз побольше. В первую очередь выяснилось ее настоящее имя – Изабель Жоффруа. А короткий псевдоним, напоминающий русскому уху о легендарной малолитражке, родился просто из буквы Z. Певица из города Тур подписала ею один из своих первых контрактов, да так с тех пор и использует. Кроме того, Zaz, по словам Изабель, – это еще и свидетельство универсальности ее стиля, охватывающего все виды музыки от A до Z и наоборот.
У Изабель нет профессионального певческого образования – детские занятия и курсы вокала не в счет. Всю музыкальную науку пришлось постигать уже на практике. И практика была весьма обширной: на родине девушка поработала вокалисткой минимум пяти коллективов, начиная с эстрадного оркестра басков и заканчивая этно-рокерами. Полтора года пела соло по парижским клубам и кабаре и, в конце концов, оказалась на улице, в смысле, на Монмартре. По соседству с уличными художниками и лоточниками Заз с друзьями стала давать маленькие концерты, естественно, без усилителей и микрофонов.
В Россию с шансоном
Нам в биографии девушки интереснее другая деталь. Оказывается, еще до прихода большой славы Заз приезжала с концертами в Россию по приглашению одного из французских культурных центров. Причем не в Москву или Питер, а на Дальний Восток и в Поволжье. За две поездки в 2008 и 2009 годах Заз и ее напарник, пианист Жюльен Лифзик, дали пару десятков концертов от Владивостока и Хабаровска до Нижнего Новгорода. Причем послушать будущую звездочку можно было почти даром.
В России Заз выступала с классической программой из песен Эдит Пиаф, Мирей Матье, Джо Дассена и других легендарных земляков, наряжаясь под стать репертуару в вечерние платья вместо любимых джинсов-клеш. Публика была в восторге, подпевала старым шлягерам вроде «Au champs Elysees», а в Благовещенске кто-то из зрителей даже подыграл французам на губной гармошке. Гастроли однозначно удались, хотя на тот момент слава Заз не распространилась за пределы кружков провинциальных франкофилов. Шумиха вокруг имени Изабель началась уже после выхода ее дебютного альбома «ZAZ».
Пойманный дух улиц
Обладая чудесным голосом, Изабель не злоупотребляет им, то есть не пытается перекричать коллег и вылезти на передний план. Хотя в своем главном хите «Je Veux», прославленном на YouTube, она легко переходит к джазовой импровизации и очень похоже имитирует хриплый звук трубы с сурдинкой. А непривычно высокая тональность вокала в «Eblouie Par La Nuit» придает ему страдальческий оттенок.
В шансонетных номерах слышно, что одним из главных ориентиров для Заз является Эдит Пиаф. Одна из песен парижской примы, «Dans Ma Rue», попала на диск в том же виде, в каком звучала на российских гастролях – женский голос под аккомпанемент пианино. Кое-где, скажем, в легком свинге «Prends Garde A Ta Langue» в голосе молодой француженки звучат светские нотки Патрисии Каас. Хотя самой девушке чужда всякая напыщенность. А все «рестораны» и «лимузины», вылавливаемые в текстах ее песен русским ухом – это не элементы желанной сладкой жизни, а антибуржуазные выпады.
В упрек альбому «ZAZ» можно поставить только то, что в записи потерялись легкость и полет уличных выступлений. Но зато в качестве компенсации в списке песен есть номер «Ni Oui Ni Non», в котором Изабель вторит нестройный хор то ли зрителей, то ли музыкантов, а сама певица как бы показывает всем язык – смотрите, я еще и не так смогу.