Обойма бронебойных треков для блокбастеров
Саундтреки становятся вровень с сюжетом и спецэффектами («Трон», «Скотт Пилигрим против всех»), помогают задорнее крушить зло («Пипец»), а порой оказываются интереснее самих фильмов («Сумерки. Сага. Затмение»). Infox.ru напоминает о самой громкой музыке уходящего года, прозвучавшей с экрана.
Классика и электроника борются за «Трон»
Большинство из тех, кто смотрел первый «Трон», подтвердит – в памяти отложились не сюжет культового фильма или актерская игра, а захватывающая идея оказаться внутри компьютерной игры и детали футуристического дизайна. Среди тех, кого в детстве впечатлили облегающие костюмы виртуальных воинов и разноцветный неон электронных пространств, оказались и электронщики Daft Punk. Отсюда и образы роботов, которыми французы наряжаются для концертов, и любовь к холодным краскам в музыке. Не удивительно, что сочинять саундтрек для нового «Трона» доверили именно им.
Для многомиллионного блокбастера и музыка должна быть с размахом. Тут не обойтись двумя синтезаторами и драм-машиной. На помощь Ги-Мануэлю де Омем-Кристо и Тому Бангальте был выписан опытный киноаранжировщик Джозеф Трапанезе. В результате саундтрек к новому фильму стал ареной борьбы классики с электроникой. Чтобы не потеряться на фоне монументальных оркестровых партий, сыгранных целой сотней музыкантов, французам пришлось до предела зарядить свои партии электричеством. Там, где сцепка жанров удалась – например, в треке «The Game Has Changed» -- это буквально чувствуется кожей.
Когда по ходу фильма и пластинки громовых струнных и духовых становится слишком много, забавная научно-фантастическая сказка набирает эпическую серьезность, не свойственную оригиналу 1982 года. Сгустившийся пафос Daft Punk понижают проверенными танцевальными ритмами, встав за диджейские пульты прямо в виртуальном мире (в фильме у них есть небольшое комео).
Хотя отдельные бойкие номера, вроде «End of Line» и «Derezzed», вполне могли бы стать самостоятельными хит-синглами Daft Punk, «TRON: Legacy» вряд ли можно назвать полноценным альбомом французского дуэта. Но в кино саундтрек работает безупречно, что от него и требовалось.
Звуки в «Сумерках»
С тех пор, как реки крови в вампирском кино сменились любовными и вегетарианскими фрустрациями, по-новому зазвучала и музыка. После кислотного угара «Блейда» и готики «Другого мира» в хрустальной Вселенной «Сумерек» мы слышим культурный и утонченный инди-рок. Модных звезд для записи собралось столько, сколько не бывает на иных фестивалях. Причем многие не поскупились принести совсем новые песни.
Правда, трагический баритон Тома Смита из Editors, кисейное инди Likke Li и Grizzly Bear и похмельные фолк-мотивы Black Rebel Motorcycle Club только подчеркнули сюжетный немощь прошлогоднего «Новолуния», в котором на фоне красивого томления героев не происходит ровным счетом ничего. О какой динамике может идти речь, если, например, даже сцена битвы оборотней с вампирами проходила под замогильный электронный гул авторства Тома Йорка.
Встрепенулись музыканты уже в «Затмении», когда история худо-бедно набрала энергию и впустила в себя дозированное насилие. Постоянные гости киносаги Muse громко напомнили о себе гимном вечной любви «Neutron Star Collision». Блюзовые хулиганы The Black Keys и грохочущий ансамбль Джека Уайта The Dead Weather добавили весомости и стиля. Романтические сцены достались представительному отряду поющих девушек в составе австралийки Сиа, Наташи Хан из Bat For Lashes и Флоренс Уэлч из Florence and the Machine. А за озвучивание драк взялись серьезные ребята – электро-рокеры UNKLE.
В итоге саундтрек «Затмения» слушается как хороший сборник самой актуальной инди-музыки, где все на своих местах. И совершенно не обязательно было привязывать его к плохому кино.
Песни надранных задниц
Актуальные комиксы и снятое по ним кино все смелее обращаются с супергеройскими штампами. В цветные трико наряжаются обычные раздолбаи. Музыка для таких насквозь постмодернистских историй бывает надергана из разных времен и жанров.
Песни в саундтрек бесшабашного кинокомикса «Kick-Ass» (в нашем прокате «Пипец») отбирались с единственной целью: сделать экранный процесс надирания злонамеренных задниц веселее. Через весь фильм несется дикая, но совершенно уместная кавалькада в составе вечных фриков Prodigy, шотландских алкоголиков Primal Scream, дедушек панка New York Dolls и поющих моделей. После хрестоматийного Эннио Морриконе мед в уши льет поп-пародист Фредди Меркьюри Мика. А в финальном номере под Элвиса Пресли жирную точку пулей и крепким словцом ставит самый органичный персонаж всего этого безумия – 11-летняя сиротка Убивашка.
На хипстерской волне
Звуковая дорожка фильма «Скотт Пилигрим против всех» напоминает содержимое плеера юного хипстера, каковым и является главный герой. В «плэй-листе» собрана самая малость рок-старины – ровно столько, чтобы не сойти за невежду. В данном случае дело ограничивается The Rolling Stones и T-Rex. Присутствует пара модных имен, вроде Metric, отметившихся еще и в «Сумерках». А также десяток малоизвестных, но от этого не менее крутых групп, знанием которых можно похвастаться перед друзьями. Как, например, колледж-роковая группа Plumtree, чью футболку носит инфантильный Скотт. Кроме того, есть и песня про любимую девушку – тут на выручку подоспел Фрэнк Блэк из The Pixies со своей «I Heard Ramona Sing».
Но больше всего хипстер слушает себя, любимого, конечно, если у него есть группа. В «Скотте Пилигриме» придуманных коллективов целых два: «Секс Ба-бах», где главный герой играет на басу, и их конкуренты «Крэш и пацаны», сочиняющие коротенькие песни с названиями «Мне очень, очень-очень грустно» и «Я тебя ненавижу, пожалуйста, умри». Звучат они сыро и примитивно, но совсем не плохо. Впрочем, здесь удивляться нечему -- с песнями киношным балбесам помогли вполне реальные рокеры Бек и Broken Social Scene.