Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Песни для покоя и беспокойства

Леонард Коэн не останавливается. Нил Янг не сдается. Ник Кейв лупит молотилкой. Серж Танкян выжимает эмоции. Брит-рокеры The Coral прыгают выше головы. Infox.ru, по обыкновению, вспоминает альбомы, прошедшие в этом году мимо его ушей.

Дорожное настроение Коэна

Одним из ярчайших событий прошедшей московской осени был первый и, наверное, последний за полувековую карьеру концерт Леонарда Коэна в России. Легендарный канадец выступил в Кремлевском дворце съездов в рамках мирового гастрольного турне, которое, как он говорит, является завершающим. Те же, кому не удалось услышать главного философа западной эстрады живьем, могут довольствоваться свежим концертным альбомом «Songs From The Road».

Коэн уходит на покой не в первый раз. В середине девяностых он на пять лет уединился в буддийском монастыре и принял имя «Джикан», означающее «молчание». Позже он все-таки вернулся к студийной работе, но о гастролях не помышлял. Злые языки утверждают, что на мировой тур заслуженный пенсионер решился не от хорошей жизни, а после того, как его в 2004 году обокрал собственный бухгалтер. Как бы там ни было, Коэн продемонстрировал отменные работоспособность и концертную форму, в чем и позволяет убедиться «Songs From The Road». Набор проверенных временем хитов от «Chelsea Hotel №2» до «Suzanne» он исполняет в привычной сдержанной манере, но без тени усталости. А версия классического номера «Hallelujah» заставила уронить слезу даже тех критиков, кто увлечен исключительно хипстерами.

Живой альбом Коэна оставляет приятное впечатление и заставляет думать, что это далеко не последняя его пластинка. Что подтверждают продление гастролей и обещание артиста выпустить в скором времени новую студийную запись.

Живительный шум Нила Янга

Пока Коэн ищет в музыке покой, его земляк Нил Янг от души шумит. Минувшее десятилетие было для культового рок- и фолк-гитариста весьма непростым: ушло из жизни немало друзей, сам он с трудом оправился от последствий инсульта. Но беды только закалили Янга и его музыку. Отложив до лучших времен эксцентричные проекты типа экологической рок-оперы, он в одиночку записал очень личный, но при этом громкий альбом «Le Noise». Сновидческой акустики времен джармушевского «Мертвеца» вы там не найдете. Доминирует непрерывно гудящая, почти дроуновая электрогитара, украшенная электронными кружевами штатного продюсера U2 Даниэля Лануа. Впрочем, узнаваемый стиль Янга проступает из-под любого количества слоев гитарной грязи. А весь шум служит лишь одной цели – показать, как должна звучать музыка человека, который не намерен сдаваться.

Второй удар «Молотилки»

Карьера австралийского панк-декадента Ника Кейва вышла на новый виток. Он опять отрастил дурацкие шоферские усы. После готических баллад и хмурого морского фолка снова пришел черед сырых электрических блюзов. Как раз ими и занимается коллектив Grinderman («Молотилка»), в который Кейв собирает проверенных товарищей, вроде скрипача Уорена Эллиса. Новая порция психоделического зелья под названием «Grinderman 2» как раз вышла в сентябре этого года.

Излишества Танкяна

Обаятельного кудрявого фавна Сержа Танкяна, кажется, любят абсолютно все. Поэтому, оценивая его сольные работы, невольно ищешь сильные стороны: хотя и нет дикости «System of A Down», зато мелодии стали тоньше; оркестровые аранжировки «Elect the Dead» не особенно впечатляют – зато какой голосище! Не избежать раздвоения и в описании альбома «Imperfect Harmonies».

Лишние детали во многих песнях, типа цифрового потрескивания в «Beatus», только отвлекают от вокала Танкяна. Но тем приятнее улавливать его обертоны в номерах c минимальным оформлением («Gate 21»). С сочными ругательствами и раскатистым «ррр», кажется, покончено. Зато есть пробирающая до мурашек поминальная песня на армянском языке – как всегда, о жертвах геноцида. А для поклонников «Системы» найдется свой оглушительный сюрприз: предпоследний трек «Left of Center».

Сила бабочек

После того, как братья Галлахеры в очередной раз начистили друг другу физиономии, и группа Oasis приказала долго жить, главным объектом внимания британских любителей рока в стиле 60-х стали их друзья, ливерпульцы The Coral. И они не подкачали – выпустили свою лучшую пластинку. Альбом «Butterfly House» силен и отдельными песнями, и спелыми, словно прогретыми мягким августовским солнцем фолк-гармониями с оглядкой на Beach Boys и шотландца Донована, и редкими, но меткими рок-вставками. Составляющие успеха The Coral довольно просты: в состав вернулся блудный гитарист Билл Райдер-Джонс, звуковым «архитектором» «Дома бабочек» стал продюсер The Stone Roses и Radiohead Джон Леки, а все новые песни музыканты в течение двух лет обкатывали на концертах.

Полная версия