Правообладатели не дремлют и следят за прокатом не только днем, но и ночью. Кто платит отчисления, тот кино и крутит. А кто не платит, но показывает, может заработать не только огромный штраф, но и получить реальный срок.
За последние пару лет стало ясно, что клубный кинопоказ превратился в один из самых популярных вариантов ночного развлечения. Модные кафе и клубы повадились устраивать поздними вечерами коллективные просмотры каких-нибудь культовых фильмов. Кинотеатры, отработав днем программу «для всех», по ночам устраивают сеансы для «избранных» зрителей. Показы идут в книжных магазинах, на выставках, в лекториях и детских клубах. Все это, на первый взгляд, ничего, кроме радости, людям не несет. Но такая, казалось бы, просветительская деятельность может квалифицироваться и как «нарушение правил публичной демонстрации кинофильмов» и принести массу убытков правообладателям и кучу неприятностей нарушителям. Мы попытались разобраться, что надо сделать, чтобы показ был легальный, и что могут сделать с нарушителями.
По иску агентства «Интерсинема» возбуждены два уголовных дела по части 3 статьи 146 УК РФ «за нарушения авторских и смежных прав». Такие уголовные дела у нас пока большая редкость, но и ситуация, с точки зрения агентства, произошла вопиющая. Кинопрокатная компания «Интерсинема» старается привозить в Россию исключительно высокохудожественные фильмы, любит работать с такими режиссерами, как Джим Джармуш, Франсуа Озон, Ким Ки Дук, Аки Каурисмяки... Одним словом, с теми, кого чаще всего показывают в клубах по ночам. Поэтому компания старается тщательно следить за афишами и то и дело находит несанкционированные сеансы своих фильмов. Терпение прокатчиков лопнуло, когда они обнаружили свои картины на ночных показах сначала в петербургском, а затем в московском «Домах кино». Одно дело, согласитесь, какое-нибудь подвальное заведение, нарушившее права правообладателя, другое дело -- Союз кинематографистов. «Обычно за ночь демонстрировались по три фильма. Билеты по 450-500 рублей продавались в кассах «Дома кино», там же вешались афиши ночных мероприятий, анонсы размещались на официальных сайтах», -- возмущаются в «Интерсинема». Дополнительную пикантность ситуации придает факт, что в здании санкт-петербургского «Дома кино» располагается представительство Российской антипиратской организации по защите прав на аудиовизуальные произведения (РАПО).
«Мы будем требовать компенсации не только за материальный ущерб, но и за подрыв деловой репутации, -- рассказывает Валерий Мелешков, начальник отдела кинопроката компании «Интресинема». -- Ведь, покупая права на фильм, мы обязуемся отчислять часть прибыли за каждый прокат правообладателю. Рано или поздно наши зарубежные партнеры узнают о несанкционированных показах на подконтрольной территории». Этим делом сейчас занимаются следственные органы, статья, по которой возбуждено дело, предусматривает для нарушителя лишение свободы до 6 лет со штрафом до 500 тысяч рублей. Так что все очень серьезно, и пренебрегать правилами публичного показа не стоит, а публичным считается показ в любом учреждении, даже если там находится один зритель. «Нет ничего сложного в том, чтобы сделать его легальным. Для этого нужно связаться с компанией, которая владеет правами на территории РФ, заключить договор, заплатить деньги и получить «прокатное удостоверение», -- советует Валерий Мелешков.
О цене вопроса нам рассказал Константин Терехов, генеральный директор компании «Магия кино», которая занимается предоставлением прав публичного показа фильмов с DVD и видеоносителей и является официальным представителем таких гигантов, как «Централ Партнершип», «Люксор», «Топ фильм»: «Минимальный договор для клуба на показ фильма -- шесть тысяч рублей. Ночные программы, которые, как правило, происходят в залах покрупнее, стоят дороже. Разумеется, когда в «Доме кино», где зал рассчитан на 300-500 зрителей, показывают три фильма за ночь, ничего не платя, это наносит существенный ущерб правообладателю. Для нас нелицензированные показы -- серьезная проблема, ведь это наш хлеб. Но справиться с этим очень сложно, даже у крупных игроков это получается с трудом. Мы тоже, конечно, пытаемся отслеживать пиратов, но до суда пока ни одно дело не дошло».
Разумеется, есть и законопослушные культуртрегеры, которые не обижают правообладателей. Например, организатор ночных показов в кинотеатре «Художественный» Виталий Ерошения рассказал, что сделать такой проект цивилизованным не так уж сложно: «Нужно изучать рынок, знать кинопроцесс, ездить на кинофестивали, ориентироваться во вкусах аудитории, тогда зрители на показ придут и затраты окупятся. Деньги это достаточно большие. Для маленького клуба часто неподъемные. А с мизерными суммами крупные компании не будут даже и связываться. Конечно, правообладатели сейчас пытаются следить за своими фильмами, но пока все это движется слабо».
Бывают совсем позитивные примеры. Киноторговая компания «Вольга» вообще ни разу не сталкивалась с нарушением правил публичного показа своих фильмов. «Безусловно, мы знаем, что такого рода проблема на рынке существует и постоянно мониторим культурные афиши обеих столиц, -- говорит PR-менеджер компании Сергей Некрасов. -- Но с такого вида пиратством мы еще не сталкивались. Действительно популярность кинопоказов в 2010 году сильно возросла, к нам все чаще обращаются за правами на один-два показа, и мы заключаем такие договоры, на коммерческой основе, разумеется. Но пока все делают это организованно. И им хорошо, и нам».