Галерея "Проун" путешествует в Азию вместе с Павлом Кузнецовым
Подходящим фоном для двадцати работ блестящего русского живописца и графика Павла Кузнецова, выставленых в "Проуне", стали восточные ткани, халаты, тюбетейки, кошельки, икат и вышивки сюзане 19-20 веков из личной коллекции Таира Таирова.
«Предметы-свидетели» позволяют тоньше прочувствовать время и атмосферу и поэтику кузнецовского Востока 1910--1920 годов. Литографии, масляная живопись и темпера, гуашь и акварель собраны из шести частных московских и питерских коллекций и Рязанского областного музея. Экспозиция деликатно иллюстрирована фотографиями Александра Хлебникова, сделанными в этнографической экспедиции по Средней Азии в 1931-1932 годах.
Павел Кузнецов родился в Саратове, в семье иконописца. Учился в «Студии живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств. В 19 лет выдержал вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у Архипова, потом у Коровина и Серова. Был членом объединений «Голубая роза», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». Прошёл путь от импрессионизма к символизму, затем увлекся восточной орнаментальностью. "Восточные" работы стали вершиной его творчества.
«Пахнет барашком и виноградом…»
Благодаря азиатским странствиям Кузнецов открыл себе и миру новую поэтику живописи. В работах, представленных на выставке: «Семья киргиза», «Стрижка овец», «Устройство кошары» и даже в «Натюрморте с тарелкой, чашкой и кувшином» художник не эксплуатирует восточную избыточность цвета и узора, а передаёт бытийность восточного мира, его глубинный миропорядок и архаичное жизнеустройство. О своем новом опыте он писал: «Пахнет барашком и виноградом... Я стремился к этим сверкающим, обожжённым солнцем, красным кремнистым скалам, к обрывам над реками и долинами, к террасам и кишлакам. Мною овладело любопытство неожиданного счастья — осуществить мою давнишнюю мечту, проникнуть в жизнь Востока».
Кузнецов и Матисс
Куратор выставки Марина Лошак рассказывает, что идея проекта появилась несколько лет назад, когда она побывала на выставке «Матисс и его ткани», проходившей в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке. «Меня поразило, что ткани победили Матисса, которого я очень люблю, -- рассказывает куратор. -- То есть ткани были важнее и художественнее картин одного из лучших художников XX века. Это было удивительное впечатление. С тех пор мне очень хотелось сделать проект на эту тему. И мне показалось, что Кузнецов -- как раз тот художник, который может стать нашим персонажем. Он прекрасен, но в этом случае и ткани сделали своё дело: они настолько мощны, настолько прекрасны, что способны перебить любую творческую единицу. И когда смотришь, думаешь, ну, чёрт возьми: кто эти анонимы? Кто делал раскраску этих рубашек божественных? Ведь не было ещё ни Матюшина, никто не знал про поиски цвета, не было опыта... Такие вещи могут рождаться только у художников со внутренним ощущением мира, гармонии».
Выставка продлится до 23 января в галерее "Проун" на Винзаводе