Москва
6 ноября ‘24
Среда

Кино переходит на 7D

Одна из главных технологических тенденций в кинопроизводстве -- использование цифровых фотокамер. Федор Лясс (оператор), Григорий Попков (механик), Владимир Канарейкин (второй оператор) рассказывают и показывают, как они превращали фотоаппарат в кинокамеру. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

Федор Лясс: Покупая для проекта, которым мы сейчас занимаемся, технику, мы выбрали фотоаппарат Canon 7D потому, что к тому моменту, то есть к началу весны 2010 года, его стали переделывать и менять гнездо объектива так, чтобы можно было устанавливать кинооптику. Штука называется «пельмаунт». Мы заказали такой аппарат Canon 7D с «пельмаунтом».

Почему мы выбрали 7D, а не 5D? Матрица у фотоаппарата 7D такого размера, что когда ставишь сюда кинообъективы, сохраняется их фокусное расстояние. А в камере 5D матрица больше, и кинообъективы не покрывают всю ее площадь.

Григорий Попков: Сам аппарат ставится на суппорты, на которые в дальнейшем будут крепиться аккумуляторные батареи, питающие дополнительные устройства: радиофокус, два монитора – для оператора и для «фокусника», преобразователь сигнала из HDMI в обычный AV (для удобства монтажа непосредственно на площадке). Сам аппарат питается от своей родной батарейки. Еще нужны дополнительные разъемы для этого оборудования – у фотоаппарата их нет.

Федор Лясс: Первое, что мы решили использовать, это радиофокус. Я не люблю, когда ассистент по фокусу трогает камеру во время съемки. Когда мы захотели купить радиофокус, стало ясно, что для него нужно дополнительное питание. Пришлось вешать сюда эти огромные батарейки (аккумуляторы. – Infox.ru). После того, как «фокуспуллер» начал всем этим пользоваться, стало понятно, что для удобства ему нужен свой монитор. Он обычно стоит не у меня за спиной, а смотрит в профиль на меня и на актера, чтобы видеть, какое расстояние между нами.

Владимир Канарейкин: Это все-таки фотоаппарат, и он используется в недорогом кинопроизводстве. Но если мы хотим сделать все качественно и интересно, то режиссеру нужен большой монитор, в котором он будет все видеть. У 7D есть только один HDMI-выход. Мы не можем записать этот сигнал на «плэйбек», чтобы режиссер посмотрел, перемотал… Поэтому мы используем конвертер, который преобразует HDMI-сигнал в обычный AV-сигнал. И уже он записывается любыми доступными устройствами. Поскольку у нас два монитора, нам понадобился HDMI-сплиттер, который из одного сигнала делает четыре. Этот сплиттер тоже запитывается от большой батарейки (аккумулятора. – Infox.ru). Можно было бы и сам аппарат запитать от нее же, но мы решили не заморачиваться.

Сейчас мы ставим на площадку аккумулятор и подсоединяем монитор. Радиофокус у нас состоит из моторчика, который крутит кольцо фокуса, и передатчика радиосигнала. Единственная проблема, которая может возникнуть с радиофокусом, это то, что он иногда шумит. При записи чистового звука не всегда приятно.

Григорий Попков: Опять же у нас не одна площадка аккумуляторная, а две потому, что нас – два монитора и радиофокус.

Владимир Канарейкин: Так как у фотоаппарата только один HDMI-выход, а у нас два HDMI-монитора, мы используем вот такое устройство, которое называется сплиттер. В него входит один сигнал и распараллеливается на четыре выхода, и мы можем подключить четыре устройства. Это неплохо, но этой штуке тоже нужно дополнительное питание – 5 вольт. У нас было два варианта. Один мобильный и простой, но не очень удобный, собранный из четырех обычных батареек, которые за день приходится менять три раза. Поэтому мы собрали цепь, которая преобразовывает 15 вольт от аккумулятора в 5. Но, к сожалению, она у нас вчера сгорела.

У фотоаппарата, кроме HDMI-выхода, есть еще AV-выход. HDMI – формат, который дает картинку высокой четкости, что нам и важно, особенно «фокуспуллеру». Поскольку у нас цифровое устройство, AV-выход у него необычный. Он из цифры преобразует в AV, и результат -- очень плохой, картинка вся дрожит. Поэтому мы пользуемся HDMI-сигналом и довольны. Но возникла проблема, как передавать сигнал режиссеру на «плэйбек». А поскольку монтаж у нас – на площадке, сигнал берет еще монтажер. По HDMI мы не можем его передавать. А в России нет устройств, которые могут сразу писать такой сигнал. Мы используем конвертер, который преобразовывает HDMI в обычный аудио-видео сигнал, аналоговый. Происходит это с помощью вот такой штуки – это «даун-конвертер», прибор не распространенный, поскольку он из хорошего сигнала делает плохой, но для режиссера и «плэйбека» это нормально, можно смотреть на большом мониторе. У нас «даун-конвертер» -- самый маленький. Питается он тоже от 5 вольт. Заказывали мы его в Америке. Производят в Тайване.

Федор Лясс: Дело не только в том, что режиссер просто хочет смотреть на большом мониторе. Пока мы снимаем, они дубль захватывают, и когда мы к ним подходим, они уже успевают его в монтаж поставить.

Владимир Канарейкин: От «сплитера» мы отправляем сигнал на два монитора и на «даун-конвертер». Мы надеемся, что скоро все это соберем в один большой блок, чтобы все не торчало и не держалось на «тэйпе». И тогда у нас будет счастье…

Осталось еще надеть плечевой упор и ручки.

Федор Лясс: Как все это может устраивать? Какие-то провода… На «тэйпе» все приклеено… Все меня не устраивает, но вроде это лучшее, чем я бы хотел сейчас пользоваться. Похоже, такая камера – одна в Москве. Ты спрашивал, насколько быстро она устареет. Думаю, что за полгода.

Федор ЛяссОператор, актер. Родился в 1979 году в Москве. Закончил ВГИК. Фильмография: «Короткое Замыкание», «Школа» (сериал), «Беляев», «Обстоятельства», «Визит Мушкетера», «Мертвые Дочери», «Калейдоскоп», «Путевой Обходчик». Федор рекомендует учиться у: Ларса фон Триера, Вуди Аллена, Вонга Карвая, Гаса ван Сента, Стивена Содерберга, Майкла Манна и Алехандро Гонсалеса Инняриту.
Если мы снимаем в тесных условиях, мы обычно используем обычный фотоаппарат 7D, правда, на нем фокус неудобно переводить. Эту (собранную. – Infox.ru) камеру мы иногда ставим на «стэдикам» в перевернутом положении, когда снимаем снизу, а на «постпродакшене» картинку переворачиваем обратно. В общем, к этой штуке мы уже привыкли.

Владимир Канарейкин: Данная конструкция не совсем подходит для документальных съемок. Потому что через сорок минут непрерывной работы перегревается матрица. Что и происходит со всеми хорошими цифровыми камерами, с тем же Red’ом. Из-за перегрева матрицы она просто выключится. А для кино и телепроектов – вполне. У нас есть время, пока идет перестановка на следующий кадр. Мы выключаем камеру, и она остывает. Ну, наверное, все.

Полная версия