Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Тридцатый декабрь имени Святослава Рихтера

Проходящий в ГМИИ им. А. С. Пушкина фестиваль «Декабрьские вечера» впервые отклонился от тематического единения выставки с музыкальной программой. Пересмотр традиций - вполне в духе возраста, до которого дорос фестиваль: «Декабрьским вечерам» исполнилось 30 лет.

Культ домашности

Под занавес культурного Года России-Франции «Декабрьские вечера» открылись выставкой негромкой и лишенной всякой парадности. Не станковая живопись, а рабочие почеркушки, графические наметки, домашний рисуночный формат. Сюжет — французский рисунок ХIХ- ХХ вв. Хронология — примерно столетие (1870-1970 гг.). Фигуранты — все великие от импрессионистов (Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек) до модернистов (Модильяни), символистов (Гюстав Моро) и далее. Источник — собственные запасники ГМИИ, расщедрившегося в последнее время на графические подарки. Чего стоит показанная недавно в залах «Частных коллекций» подборка из собрания Весниных.

Само разглядывание рисунка, фиксирующее зрение на пластике линий, случайности позы натурщиц и не случайности расстановки предметов как бы сближает время нынешней выставки с младенческими годами фестиваля. Трудно поверить, но будущее «Декабрьских вечеров» тоже когда-то только смутно рисовалось его музейным устроителям и его немузейному инициатору — пианисту Святославу Рихтеру. С другой стороны, растущая ценность рисунка как такового, видимо, как-то связана с актуальной ценностью «Декабрьских вечеров», именуемых ни много ни мало «Меккой московских меломанов».

Бог не по углам

В 1980 году «Декабрьские вечера» впервые были проведены и тотчас же осмыслены, прежде всего, самим сотрудниками ГМИИ, как главное (и негласное) музейное сокровище. Это был их тайный жест, знак модуляции из культуры видения в культ слышания. Для того волшебного приключения, которое придумал Святослав Рихтер, не требовалось покидать домашних стен. Все происходило не в пространстве и времени, а в потайных лабиринтах человеческого интеллекта, где от профессии до музыкального любительства — один шаг. Избранных участников и гостей «Декабрьские вечера» одаривали красотой (за закрытыми дверями), гармонией (без претензии на всемирность), теплом (когда за окнами снег), приватным переживанием культуры (взамен соборности официальных мероприятий). Зимнее сердце Москвы билось на Волхонке. В главном музее столицы московская интеллигенция переживала нечто похожее на единственную « благодать, доступную в деревне атеисту». Сознание, что «бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду», было таким же, как и у Бродского, мимолетным, точным и оттого еще сильнее запоминавшимся.

Аргументированные случайности

Юбилейная музыкальная программа 2010 года на первый взгляд кажется случайной. Тем не менее она обнаруживает аргументированное сплетение нескольких сюжетов. Во-первых, по поводу юбилея. Во-вторых, по линии исполнительского первооткрывательства. Драгоценными старожилами фестивальной сцены выступят Роберт Холл (бас-баритон) и Олег Майзенберг (фортепиано) с программой вокальной лирики от Шуберта до Рихарда Штрауса (17 декабря). Почетным представителем от статусного истеблишмента — американский скрипач Пинхас Цукерман с моцарто-бетховенско-брамсовской музыкой (15 декабря).

От так называемого «рихтеровского круга» в цельный концерт собраны Виктор Третьяков (скрипка), Юрий Башмет (альт), Наталия Гутман (виолончель) и Василий Лобанов (фортепиано) — 23 декабря. А за искусство исполнителей так называемого среднего поколения отвечают наш пианист Николай Луганский (12 декабря) и британский контртенор Йен Бостридж (20 декабря). Американский «Копельман-квартет» исполнит Шуберта и Брамса под занавес фестиваля (24 декабря). Открытия же начались с 8 декабря концертом 32-летнего испанского пианиста Хавьера Перианеса.

Изумительный пианист (немного увалень) по просьбе устроителей фестиваля исполнил вещи, вошедшие в свежий и расхваленный на все лады диск с «Экспромтами» Шуберта. Можно добавить, что вообще-то Перианес отлично играет и поздние сонаты Бетховена, а также его «Императорский концерт», недавно прозвучавший в Варшаве под управлением Даниэля Баренбойма (Перианес, кстати, любит его мастер-классы). А 10 декабря можно оценить умную игру венгерского скрипача-виртуоза Кристофа Барати, пару лет назад выступавшего в Москве на сцене Большого зала консерватории. С тех пор он записал диск с двумя сложнейшими концертами Паганини в партнерстве с маститым оркестром Северо-Германского радио.

Полная версия