В Рождество детей ждет аццкий Санта
Улыбайтесь, готовьте имбирные печенья, двигайтесь плавно, запирайте окна и двери, держите наготове что-нибудь потяжелее. Из Лапландии в московские кинотеатры привезли партию дрессированных Санта-Клаусов. Финская сказка «Санта на продажу» раскрывает дикую природу сладенького рождественского божка.
В 2003 году, когда западный мир по обыкновению готовился принимать порцию рождественской патоки от румяного бородатого добряка в красно-белом наряде, два здравомыслящих человека по разные стороны океана присмотрелись к этому персонажу повнимательнее и увидели совсем не праздничную картинку. В бессовестной комедии «Плохой Санта» американские режиссер Терри Цвигофф и актер Билли Боб Торнтон сработали жестко и цинично. Их Санта-Клаус – это отпетый, но непобедимо обаятельный прощелыга в духе героев Чарльза Буковски, бабник, алкаш, дебошир и грабитель супермаркетов, для которого рождественский прикид служил прикрытием, пока ему не попался мальчик, верящий в сказки, несмотря ни на что.
В том же году в стилизованной под рекламный ролик короткометражке «Rare Exports Inc.» (обычно переводят как «Корпорация «Редкий экспорт», хотя точнее, наверное, «Уникальный…»), которую финн Ялмари Хеландер (опытный рекламный режиссер, кстати) снимал с помощью друзей и родственников, были выявлены природно-языческое происхождение Санты, а также суровая практичность потомственных лапландских охотников. Не была забыта и сказочная сущность рождественского идола (см. плеер, Infox.ru публикует эту короткометражку без изъятий). Через пару лет, в 2005 году Хеландер сделал продолжение, в котором продемонстрировал правила обращения с лапландским Сантой и новый способ охоты на него. Еще через пять лет проект дорос до полнометражной версии, которая отчасти, конечно, комментирует предыдущие ролики, но идет дальше и копает глубже.
Демоническая сущность Санта-Клауса или ряженых под него людей проявлялась в кино неоднократно. Достаточно вспомнить жуткое нападение десятка Сант на младенца в первых кадрах шедевра Жене и Каро «Город потерянных детей» (1995 г.). Но фильм Хеландера оказался гораздо содержательнее, чем шутки по поводу эксплуатации потребительских клише.
Хеландер рассказывает рождественскую сказку про то, как один старенький и очень богатый американский мальчик сильно захотел, чтобы в мир вернулся настоящий Санта, а другой мальчик, маленький, бедный и финский, придерживался совершенно другой точки зрения. Умный финский мальчик читал книжку «Вся правда о Санта-Клаусе». В ней доступным языком и с картинками детям объясняют, что Санта – это демон из Ада. Он приходит раз в году, чтобы разобраться с непослушными детьми, которых разрывает на части, забивает до смерти розгами и варит в котлах. Жители Лапландии в конце концов заманили тварь в ловушку, заморозили и похоронили в кургане, который старый американский мальчик, напоминающий Скруджа, хочет раскопать, демона добыть и использовать с выгодой.
Сама по себе демонстрация хтонической природы Санта-Клауса и его «маленьких помощников» (эльфы здесь – голые, грязные и жестокие бородатые дядьки) уже может быть зачтена Хеландеру как достойный вклад в рождественский антимиф. Но совсем не она строит его фильм, который оказался не мистическим трэш-хоррором, социальной пародией или развитием рекламной шутки из короткометражек, а настоящей сказкой, обаятельной, остроумной, а местами еще и по-скандинавски лирической.
Это сказка про мальчишек разных возрастов (в кадре не появится ни одной женщины, а женское присутствие будет лишь однажды обозначено с помощью фена). Они живут в суровой Лапландии на границе с опасной Россией, охотятся на волков и эльфов, ходят в кальсонах и хоккейной защите, любят имбирное печенье, не расстаются с оружием, ездят на снегоходах, украшают дома гирляндами старых лампочек и ставят вокруг капканы. И еще они продают миру дрессированных Санта-Клаусов (по $85000 за особь), которые не варят детей в котлах, а гладят по головкам и вручают подарки. Скажите спасибо.