Плавное движение «Между»
Французский трубач Эрик Трюффа вместе со своим ансамблем исследует современные жанры на предмет родства с джазом и посвящает альбомы городам от Парижа до Архангельска. На свежей пластинке «In Between» музыкант заглядывает в пустынные края и неспеша готовит будущие перемены.
Как труба пришла к Трюффа
По молодости лет франко-швейцарский джазмен Эрик Трюффа совсем не мечтал о карьере трубача. Осваивать непростой инструмент он стал по настоянию папы-саксофониста и с десяти лет уже играл в его оркестре. Но как только выдалась возможность, паренек охотно променял трубу на электрогитару. Займись Эрик рок-музыкой более плотно, глядишь, стал бы преемником усатого «французского Элвиса» Джонни Халлидея. А так, несколько лет попилив соло в заурядных группах, музыкант снова взялся за медь. Но сделал это не с горя, а по внезапно вспыхнувшей любви. Ее источником стали пластинки Майлза Дэвиса, «Пикассо американского джаза», игравшего на трубе совсем не так, как «академики» жанра.
Еще в пору занятий традиционным джазом Трюффа попал в поле зрения крупных продюсеров, сперва местных, а потом и американских. Начиная с альбома «Dawn» (1998) его бэнд стал издаваться на уважаемом нью-йоркском лейбле Blue Note, чьими клиентами были Телониус Монк, Джон Колтрейн и тот же Дэвис. Уже в Америке Трюффа подхватил любовь к хип-хопу, который, как оказалось, вполне органично срастается с ритмикой классического би-бопа. К помощи местных «читающих» братков Эрик не прибегал, а приглашал для совместной работы земляков, вроде сиплого рэпера по прозвищу Ня или темнокожего бит-боксера Слая.
Кроме нового стиля, скромный блондин ришаровской наружности привез из Америки лишнюю букву в фамилии. Все оттого, что тамошняя публика, не вникая в тонкости французского языка, читала на афишах его фамилию как «Трюффаз». Вот и путаются теперь журналисты всех стран, как называть артиста. А он, кажется, совсем не обращает внимания на подобные ошибки.
Взлом трубой
С годами стиль Трюффа обрастал новыми деталями поверх джазовой основы. Манеру игры француза не назовешь виртуозной, но мастером своего делом он точно является. Его трубе оказались подвластны почти все жанры: безмятежный лаунж и тревожный трип-хоп а-ля Red Snapper, рок и ориентальный транс, шумовые эксперименты и поддержка вокальных импровизаций. Стоит заметить, что маэстро повезло с ансамблем. Компания в составе контрабасиста, клавишника, ударника и скрипача мастерски аккомпанирует своему шефу, выстраивая по канонам тот жанр, который ему предстоит взломать. А если нужно, они могут и просто отбивать ритм на мятых ведрах.
Архангельская трубаКак настоящий космополит, Трюффа странствует по всему миру и записывает альбомы как путевые записки о тех местах, где побывал. Растянувшийся на год музыкальный «трип» по маршруту Франция – Индия – Мексика воплотился в тройном альбоме «Rendez-Vous (Paris - Benares - Mexico)», записанном совместно с электронщиком Murkof. А впечатления от России Трюффа выразил в пластинке под названием «Arkhangelsk». Музыкант немало поездил по нашей стране, был в обеих столицах и Поволжье, но больше всего ему приглянулся именно русский Север. Французский «Архангельск» вышел неожиданно мягким и лиричным. Как шутит сам музыкант, благодаря исключительно теплому приему и водке. Жестоких звуковых морозов там нет и в помине, а есть задумчивые баллады англичанина Эда Харкурта.
Между трубой и трубой
Новый альбом Трюффа «In Between» («Между») не привязан к конкретному месту или жанру. Обошлось без резких стилистических движений: расплывается кофейным пятном даунтемпо («Balbec»), проглядывают в электронном мареве плавные эйсид-джазовые конструкции («BC One»), волнами накатывает эмбиент. Труба Трюффа всегда присутствует в общей картине если не как ведущий, то как связующий элемент. В этом с самого начала позволяет убедиться номер-загадка «The Secret of The Dead Sea», за десять минут буквально заметающий слушателя песком пустыни. Из общего ряда выбивается разве что парочка блюзов, исполненных швейцаркой Софи Хангер (привет от напевного «Архангельска»). В них Трюффа, играя под сурдинку, сознательно отходит на второй план, потому как на первом ему делать особенно нечего.
Несмотря на то, что альбом «In Between» кажется законченным высказыванием, не покидает ощущение, что Трюффа готовится к очередной смене стиля. Что это будет, можно только догадываться. Но, судя по гастрольному графику француза, мы вправе ожидать от него джазовой Москвы, Самары или Нижнего Новгорода.