Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Флагманы электронной армады

Брайан Ино то рычит, то замирает. Underworld предаются вдумчивым танцам. Groove Armada стреляет дуплетом. Дочка Стинга доказывает, что она папина дочка. Infox.ru предлагает подборку любопытных новинок электронной музыки Великобритании.

Классик уходит в море

За свою карьеру британец Брайан Ино уже сделал достачно, чтобы считаться человеком-легендой. В 70-е годы бывший клавишник Roxy Music стал пионером жанра эмбиент – прозрачной музыки для лифтов и аэропортов. Десять лет спустя он работал над звуком пластинок Дэвида Боуи, Роберта Фриппа из King Crimson, Дэвида Бирна из Talking Heads и набиравших обороты ирландцев U2. А в 1994 году создал хит, который слышали все – четырехсекундную звуковую заставку Windows. В биографии Ино есть и российская глава. Во времена перестройки музыкант не раз наведывался в Москву, где постигал загадочную душу Петра Мамонова и отбивался от любвеобильной Жанны Агузаровой. В конце 90-х он почти год тихо прожил в Питере, регулярно описывая впечатления от российской жизни в колонке Guardian.

В последнее время Ино предпочитает работать в тандеме со старыми друзьями и продюсировать чужую музыку. Сам он больше не поет и выступает живьем только по большим праздникам. Зато молодые электронщики, вроде дуэта MGMT, в буквальном смысле поют маэстро дифирамбы, а миротворец Боно просит помочь с новыми песнями. Сольное творчество, как оказалось, артист тоже не забросил. В ноябре выходит его двадцать пятый студийный альбом «Суденышко в молочном море»(«Small Craft On A Milk Sea»). Музыкальный корабль капитана Ино не жмется к кисельным берегам, а бросается из эмбиентного штиля («Emerald and Lime») в почти рокерскую бурю экспериментов с ритмами и стилями («2 Forms of Anger», «Paleosonic»). Гладь синтезаторных звуков сменяется неожиданными гитарными запилами и ухабистым битом, дрожит эхо и нагнетается тревожная атмосфера. Временами автору как будто не хватает напарника, который добавил бы жизни в созданные им звуковые ландшафты. Зато по одиночному плаванию Ино лучше видно, что он не только гениальный саунд-дизайнер, но и серьезный композитор, за ходом музыкальной мысли которого до сих пор интересно следить.

Танцы «Подземного мира»

Дуэт Underworld относят к старой школе британской электроники, хотя за тридцать лет сотрудничества Карл Хайд и Рик Смит успели поиграть и краут-рок, и регги, и техно. История коллектива из пригородов Лондона насчитывает как минимум четыре этапа, на каждом из которых менялся стиль и появлялись новые участники. Пика популярности «Подземный мир» достиг в середине 90-х с появлением в составе диджея Даррена Эмерсона. Как раз тогда коллектив записал свой главный хит «Born Slippy NUXX». Попав в саундтрек культовой наркодрамы «На игле», он стал танцевальным гимном целого поколения безбашенных джанки.

В 2002 году Эмерсон, прежде сдерживавший наиболее радикальные порывы коллег, ушел на вольные хлеба. Но и без него Underworld сохранили курс на сближение с популярной электроникой. Это заметно и по списку продюсеров нового альбома «Barking», среди которых оказались именитый диджей Пол Ван Дайк, продюсеры High Contrast и Dubfire, собаку съевшие на драм-н-бейсе и дабе, а также специалист по хаусу D.Ramirez.

В итоге Underworld создали качественную клубную запись, не вляпавшись при этом в распространенные жанровые клише. Легкость звука на «Barking» уживается с глубиной, бит не пестрит лишними деталями, а мощный танцевальный заряд не мешает назвать пластинку вдумчивой.

«Крутая Армада» меняет цвета

Дуэт Groove Armada трудится на им же вспаханном поле прогрессив-фанки-хауса уже четырнадцать лет. За это время бессменные участники группы Энди Като и Том Финдлей прошли немалый путь от хозяев крошечного клуба «Крутая Армада» до кураторов ежегодного опен-эйра Lovebox в лондонском парке Виктория. В нынешнем году музыканты отметились сразу двумя пластинками. Сперва в феврале вышел альбом «Black Light», призванный «показать темную сторону Groove Armada». В его непривычно холодном звуке смешались дискотечные ритмы, старый глэм-рок и претенциозная «новая волна», а среди вокалистов числятся престарелый бонвиван Брайан Ферри из Roxy Music (именно с ним когда-то не нашел общего языка Ино) и, например, победитель первой британской «Фабрики звезд» Уилл Янг.

Альбом-антипод «White Light» выходит в ноябре и станет своеобразным итогом длительного гастрольного тура Groove Armada. Он состоит из концертных версий номеров «Black Light» и старых хитов, которые по сути можно считать ремиксами. В живом исполнении они звучат суше и динамичнее и обрастают электронными деталями взамен инструментальных, что возвращает музыку дуэта обратно на плоскость танцпола. На выходе имеем альбом невысокой самоценности, однако прекрасно подходящий для ритмичного отдыха.

Рок-Коко

Юная певица Коко Самнер с семнадцати лет имеет договор с крупным лейблом, выступает со своей группой I Blame Coco на разогреве у Пита Доэрти и пишет песни, которые доводят до глянцевого блеска восемь продюсеров. И это не удивительно, ведь отец Коко – Гордон Самнер, более известный как Стинг. Собственно, поэтому прослушивание дебютной девичьей пластинки «Constant» поначалу сводится к поиску следов именитого папы. И они легко находятся. Хрипловатый голосок Коко немало похож на родительский «оригинал», к тому же девушка усиливает сходство, копируя знакомые интонации. Особенно это заметно, когда модные электропоп и диско-панк разбавляются нотками любимого Стингом регги («Quicker»,«No Smile»). А каверу на песню Нила Янга «Only Love Can Break Your Heart» нашлось бы место и на папином R’n’B-альбоме «Sacred Love».

Дебют Коко получился вполне свежим и задорным. О серьезном успехе говорить рано, но в музыкальной нише электронных девочек дочь Стинга точно не затеряется. Дуэт с популярной шведкой Робин в сингле «Caesar» тому лишнее подтверждение.

Полная версия