Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Сказка о том, как делали и делили Facebook

Интерес к фильму «Социальная сеть» Дэвида Финчера оказался стойким. На него с маниакальным упорством ходят и в Америке, и у нас. Марк Цукерберг посмотрел на себя дважды. Механизм притяжения этого фильма прост и безотказен.

Из трех стандартных критериев зрительской привлекательности кино – секс, насилие, деньги -- Дэвид Финчер выбрал только деньги. Остальное отбросил за ненадобностью. В его фильме нет погонь и драк, нет ураганного сортирного остроумия, отчаянных страстей, фантастики, приключений и 3D. Материал, казалось бы, бледный – парни сидят за компьютерами, стучат по кнопкам и выясняют отношения время от времени. Довольно много пьют, при этом. Все. Конечно, можно сказать: но ведь они создают самую успешную социальную сеть в мире. Но сеть -- сетью, а в кино должен быть какой-то прибавочный эмоциональный продукт.

Обычно истории успеха делают про покойников или поживших людей, которые уже прошли достаточно долгий путь, чтобы заслужить право на канонизацию. Цукерберг семь лет назад никому не был известен. Теперь из него стремительно лепят поп-идола. Кроме фильма он уже стал героем комикса и персонажем «Симпсонов». Но при этом его история взлета довольно-таки бедна, что отчетливо показал фильм – пара судебных процессов, один обманутый друг и сошедший с дистанции по дурости компаньон. Ни одного мертвеца, тоска. К тому же все, разумеется, давно доступно в сети, и в кино ради этого идти не обязательно.

Картина снята, кстати, без участия самого Цукерберга и базируется на книжке «Миллиардеры поневоле: альтернативная история создания Facebook», написанной Беном Мезричем на основании устных рассказов Эдуардо Саверина, того самого обманутого друга и сооснователя Facebook. В фильме он получился очень обиженным и беспечным мальчиком. Цукерберг – одержимым циником, для которого работа важнее всего на свете, но под этой маской спрятана ранимая душа. В общем, классический романтический герой.

Марк, посмотрев на себя, не обиделся. Его насмешил только мотив, который заставил его всю эту историю запустить. Финчер выбрал двигатель прогресса самый древний и надежный – желание понравиться отказавшей парню девушке. В начале фильма она бросает бедного, слегка чокнутого студента. В конце самый молодой миллиардер планеты находит ее аккаунт в своей сети и пытается попасть в ее «друзья». Вот так до безобразия просто раскрывается секрет. В основе всего – элементарная фрустрация.

Попытки рассуждать о достоверности финчеровской версии событий, наивны и бессмысленны. Он не биографическую справку сочиняет, а художественное произведение. Он вправе отредактировать жизнь своего героя в интересах красоты истории. Но ведь то же самое предложил своим пользователям и Цукерберг – создавать свое виртуальное жизнеописание, куда более увлекательное и красочное, чем реальный процесс. Так что и тут с наличием фрустраций – полный порядок.

Причина успеха фильма «Социальная сеть» заключается не столько в его достоинствах - их хватает, но до величия далеко. Причина – сам Facebook. Живя в нем, и не посмотреть фильм о нем – немыслимо. Эта сеть становится социо-культурным фетишем, без которого человека как бы и нет. Чем дальше, тем больше отсутствие регистрации в сети, означает отсутствие регистрации в жизни, выпадение из социума, во всяком случае, наиболее актуального. И знаменитая фраза «Я здесь босс, суки!», написанная на визитке Цукерберга, приобретает новое звучание.

P.S. Состояние основателя Facebook Марка Цукерберга за 2010 год выросло на 245% до 6,9 миллиарда долларов. В списке 400 самых богатых людей США по версии Forbes он поднялся с 158-го на 35-е место, обогнав, например, Стива Джобса.

Полная версия