Москва
25 декабря ‘24
Среда

«Дни тишины» взорвутся в любом случае

Британцев из 65daysofstatic в России любят, и это взаимно. Уроженцы Шеффилда не раз восхищались нашими клубами, публикой и водкой. Их четвертый студийный альбом «We Were Exploding Anyway» вышел еще весной, но официальное российское издание появилось на полках музыкальных магазинов осенью.

Гитлер, ЦРУ и кино

Происхождение названия группы 65daysofstatic («65 дней тишины») даже через девять лет после ее основания остается загадкой для поклонников и музыкальных журналистов. Судя по всему, участникам четверки такое положение дел по душе. В начале пути музыканты утверждали, что они собрались для записи саундтрека к одноименному не вышедшему фильму Джона Карпентера с Куртом Расселом в главной роли. Никаких других свидетельств существования этой киноленты не нашлось. Затем в интервью радио BBC ими же была озвучена новая версия – такими, якобы, были последние слова Адольфа Гитлера.

Есть еще две любопытные теории. По одной, секретная инструкция ЦРУ от 1954 года гласит, что 65 дней достаточно, чтобы при отключенных средствах коммуникации и непрерывной пропаганде устроить государственный переворот в любой стране. Другая версия ссылается на психологические эксперименты 1950-60-х годов, которые доказали, что после 65 дней пребывания в полной тишине человек сходит с ума. Сумасшествием прослушивание 65daysofstatic, конечно, не грозит, но для релаксации или романтического свидания лучше подобрать что-то менее извилистое, драматичное и зубодробительное, что особенно актуально для пластинки «We Were Exploding Anyway» («Мы бы в любом случае взорвались»). Если учесть, что в качестве музыкального сопровождения для радиопостановки пронзительной и страшной книги Воннегута о Второй мировой войне «Бойня №5» были взяты песни именно наших героев, портрет группы, даже до знакомства с их музыкой, складывается своеобразный.

Назло шаблонам

Давнюю и страстную нелюбовь 65daysofstatic к ярлыку «пост-рок», который с самого начала повесила на них критика, понять можно. В основе звучания квартета действительно лежит этот меланхоличный, гитарный, бессловесный стиль, но арсенал группы с самого начала был гораздо шире и разнообразнее условностей одного стиля. На традиционные для пост-рока плакучие и хитросплетенные гитарные переливы накладывались резкость и аритмичность, живая и электронная перкуссии, разнообразные электронные эффекты. Недаром среди повлиявших на 65daysofstatic музыкантов числились новаторы и революционеры от электроники Squarepusher и Aphex Twin.

Альбом «We Were Exploding Anyway» записан будто назло осточертевшим за десять лет журналистам – мол, ну и где здесь этот ваш пост-рок? Его, и правда, след простыл. Из гитарной группы с элементами электроники 65daysofstatic превратились в электронную группу с элементами живого звука. По крайней мере, на данный момент, до выхода следующей записи. Гитара и бас, конечно, присутствуют, но вместо первых ролей теперь делают скорее черновую работу. Они не столько ведут ту или иную песню за собой, сколько стараются не мешать несущемуся вперед электронному ритму и синтезаторам.

И не скажешь, что перемены подкрались незаметно. Электронные элементы всегда уместно вписывались в музыку 65daysofstatic, а последние релизы все усерднее делали упор именно на них. Например, предшествующая альбому студийная запись EP «The Distant and Mechanised Glow of Eastern European Dance Parties» («Далекое и механизированное свечение восточноевропейских танцевальных вечеринок»). С тех пор свечение танцевальных вечеринок в звучании группы определенно вышло на новый уровень и затмило все остальное.

В пресс-релизе к альбому музыканты честно указывают Daft Punk, хаус и idm в качестве вдохновителей пластинки и неких ориентиров. В этот список подмывает добавить, как минимум, Prodigy, Pendulum, Enter Shikari, Bloc Party – группы, которые в той или иной пропорции скрещивают мир гитар с миром сэмплов. Будет не лишним вспомнить лучшие образчики брейкбита, драм-н-бейса, техно – да-да, им в альбоме тоже нашлось место, далеко не последнее.

9 песен одного альбома

Только в композиции «Go Complex» можно услышать более или менее внятный вокал, причем самого Роберта Смита из The Cure. Пару лет назад из всей молодой и зеленой музыкальной поросли он указал именно на 65daysofstatic, и те отправились разогревать его группу в европейском и американском турне. Но большого почтения к старшим от них не дождешься. Смиту дали спеть всего пару строк, которые к тому же порезали и засэмплировали. Впрочем, магия The Cure и в стесненных обстоятельствах пропитывает все восемь минут «Go Complex».

«Mountainhead» – наиболее сбалансированное сочетание привычного звучания с электронными ритмами, фифти-фифти. Видимо, этот номер нужен для раскачки, чтобы морально подготовить давних поклонников к тому, что ждет впереди. Динамичные «Crash Tactics» и «Weak4» просятся в саундтрек шпионского триллера для сцены с автомобильной погоней. Неспешно начинающаяся «Dance Dance Dance» резко переходит в ритм и настроение безумных африканских плясок и так же резко обрывается. «Piano Fights» – звучит, словно борьба двух стихий: игривой легковесной мелодии, которой трек начинается и заканчивается, и рвущихся ввысь «пост-роковых» гитар. Медитативная «Debutante» с упругим басом и завывающим на заднем плане высоким женским голосом, будто одолженным из знаменитого эпизода «Пятого элемента», уносит в какие-то совсем уж космические дали.

Завершающая альбом десятиминутка «Tiger Girl» – чистой воды техно, которая ничем иным и не прикидывается, с первых же секунд начиная отбивать ритм гулкими молоточками. Постепенно тема обрастает такими развесистыми аранжировками, что кажется, еще чуть-чуть, и все это превратится в какофонию, но потом накрученные звуки начинают отпадать один за другим, мелодия затихает и бесследно исчезает. Будто и не было самого неожиданного и, возможно, самого лучшего в истории 65daysofstatic альбома.

Полная версия