Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Именем Станиславского

В ближайшее время нас ждут несколько спектаклей, которые стоит посмотреть даже тем, кто обычно в театр не ходит. «Идиот» Эймунтаса Някрошюса, латышская «Вечеринка на кладбище» Алвиса Херманиса и немецкий «Иов» Йохана Симмонса -- фестиваль «Сезон Станиславского» объявил свою программу.

За неоценимый вклад

По традиции, пресс-конференцию «Сезона Станиславского» начинают с оглашения списка тех, кто удостоен в этом году премии имени Константина Станиславского. Среди лауреатов: Евгений Каменькович (лучший театральный педагог), Андрей Могучий (лучший режиссер). Лучшей актрисой стала Ольга Яковлева за несколько ролей последних лет, актером -- Сергей Маковецкий, сыгравший дядю Ваню в спектакле, поставленном Римасом Туминасом в Театре имени Вахтангова. Сам «Дядя Ваня» признан лучшей постановкой прошлого сезона.

Премию за вклад в развитие мирового театра получил польский режиссер Кристиан Люпа, а за в клад в развитие российского театра отмечены хореограф Владимир Васильев и режиссер Марк Захаров. Чтобы соблюсти формальный порядок, Марк Захаров временно вышел из жюри премии, в котором он работал все последние годы. И в данном случае стоит говорить не о том, что жюри дает премию «своим», а о том, что за 15 лет существования награды список тех, кто может на нее претендовать, мягко скажем, поредел: новых имен появляется много, но поощрять этих режиссеров за вклад в развитие российского театра пока рановато. Вот и приходится жюри напрягать воображение. Напомним, что Марк Захаров однажды уже становился лауреатом премии, только в другой номинации – в 1995-м он был назван лучшим режиссером за спектакли «Чайка» и «Мудрец».

Жизнь с «Идиотом»

Афиша фестиваля традиционно делится на «домашние», то есть московские спектакли и зарубежные новинки. Как и прежде, фестиваль оказывает предпочтение постановкам, создатели которых -- лауреаты премии прошлых лет. Поэтому в московскую часть афиши вошел мхатовский «Обрыв» Адольфа Шапиро, «Триптих» Петра Фоменко, и «Ничья длится мгновение» -- спектакль, поставленный Миндаугасом Карбаускисом в Молодежном Театре.

Неотъемлемая часть фестиваля – спектакли без преувеличения великого Эймунтаса Някрошюса, которые мы последние годы видим именно благодаря Фонду Станиславского. В этот раз покажут «Отелло», которому Москва впервые рукоплескала еще в 2001-м. Отелло, как и прежде, играет Владас Багдонас, а Дездемону -- балерина Эгле Шпокайте. И «Идиота» по роману Достоевского -- его мы видели ровно год назад. «Отелло» длится почти пять часов, а «Идиот» -- все пять с половиной (внимание: спектакль начинается в 17.00!), но отправиться в театр стоит, причем даже прихватив с собой детей-подростков. Чтобы им потом было что рассказать своим детям.

В Москву снова привезут «Соню» Алвиса Херманиса -- прелестный и совсем не длинный спектакль по рассказу Татьяны Толстой. Советскую старую деву по имени Соня играет виртуозный артист Гунтарс Аболиньш, причем текст произносится по-русски, так что перевода не понадобится. Покажут и «Вечеринку на кладбище» -- совсем новый спектакль Херманиса, продолжающий цикл постановок Нового Рижского театра, в которых латыши пробуют взглянуть со стороны на самих себя и свою историю. В данном случае – пристально вглядываются в традиции «кладбищеских празднований», во время которых живые приходят к мертвым – пьют, поют и музицируют прямо на могилах.

Две коротких театральных новеллы представит Абхазский драматический театр. Они называются «Махаз» и «Гуарапский писарь». И, как выяснилось, объездили уже пол-Европы. А закончится фестиваль спектаклем мюнхенского театра «Каммершпиле» «Иов» -- притчей о еврейской семье, эмигрировавшей из России и прошедшей все социальные катастрофы, выпавшие человечеству в ХХ веке. Этот спектакль поставлен модным голландцем Йоханом Симонсом, начинавшим как танцор и хореограф и получившим главную европейскую премию за новаторство. Так что скучного, пыльного, традиционного театра бояться не следует.

В рамках фестиваля пройдет и презентация книги «Игра и правда» -- сборника статей и иллюстраций, посвященных режиссеру Марку Захарову и спектаклям «Ленкома». Как было сказано на пресс-конференции, эта книга -- о представителях той эпохи, когда театр в России был больше, чем театр, а режиссеры и артисты становились властителями дум и кумирами. Эта эпоха кончилась. В том, что пришло ей на смену, вероятно, поможет разобраться фестиваль «Сезон Станиславского».

14 октября – 1 ноября. Подробности на сайте www.stanislavskyfestival.ru.

Полная версия