Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Провинция ищет свою музыку

Третий Левитановский фестиваль камерной музыки, который завершился в Плесе, искал ответ на вопрос: какая музыка близка русской провинции? И, похоже, нащупал.

Красивый волжский городок, ранее известный лишь туристам, осваивает новую концепцию развития, вдохновленную особой провинциальной привлекательностью экологически чистого места. С одной стороны, относительная близость к столице, с другой – отдаленность от крупных транспортных развязок: ближайший железнодорожный узел в 30 км от города. Из достопримечательностей здесь есть музей художника Исаака Левитана.

Москвичи релаксируют вовсю, не без жадности потребляя местный воздух, волжский вид и «любимое печенье Левитана» в местной «Кофейне». Эффект погружения в прошлое акцентирован стилизованными уличными вывесками: «Чайная», «Плесское общество трезвости», «Антикварная лавка». Не то чтобы все как при Левитане: подлинники его картин в музее дают почувствовать разницу между плесской заброшенностью образца ХIХ века и аккуратными фасадами на недавно отреставрированной набережной, но тоже мило. Редкое удовольствие уличной тишины Плеса -- это вам не суетный сочинский променад, оглашаемый кабачной попсой.

Уже в третий раз, в самый разгар золотой осени, здесь проводится фестиваль камерной музыки. Событие для нестоличной публики уникальное: когда еще за 400 км от Москвы услышишь романсы Чайковского в исполнении солистов Большого театра, и при каких еще обстоятельствах познакомишься с музыкой Леонида Десятникова, да и с ним самим, сидящим как добрый зритель в седьмом ряду «Дачного театра Шаляпина».

Живая классика

Программа фестиваля в год 150-летия Левитана ненавязчиво соединила его имя с именами его современников, тоже юбиляров этого года, Петра Ильича Чайковского и Антона Павловича Чехова, и нашего современника - полуюбиляра Леонида Десятникова (16 октября он отметит 55 лет). После заключительного концерта – авторского вечера композитора – недавний худрук Большого театра давал телеинтервью о положении современной музыки. Столпившиеся поблизости критики вольно или невольно оказались вовлеченными в разговор. Давать собственные ответы на поставленные композитору вопросы в этой ситуации казалось почти что необходимостью. Речь шла о восприятии классики.

Все заметили, к примеру, что на десятниковском концерте «Second hand: посвящения, отзвуки, транскрипции» самым «съедобным» для публики стали авторские инструментовки Пьяццолы: «Танго-балет» для струнного оркестра, Allegro из оперетты «Мария де Буэнос-Айрес». Все понятно: жанр танго легко узнаваем и глубоко почитаем русским народом, а имя Пьяццолы вроде как заведомо допускает особую прихотливость тонкого десятниковского почерка. В общем, Пьяццоле-Десятникову хлопали вдохновенно. Но вот под десятниковские версии популярных советских песен «Заветный камень» и «Враги сожгли родную хату» из фильма «Москва» по залу прошло недовольство: как можно так «издеваться» над подлинником.

В народном восприятии музейная классика, как выяснилось, пока еще не подразумевает авторских рефлексий по ее поводу. Признается одно из двух: либо классику играй – либо свое. На европейских маленьких фестивалях так уже давно не думают.

Воспитание чувств

Из того, что звучало в Плесе, хорошо приняли «Литургию Иоанна Златоуста» Чайковского: в алтаре местного Успенского собора она прошла в режиме дневной службы, ничем не озадачив ни столичных гостей, ни местных богомольцев (пел хор Смольного собора). Несколько сложнее оказалось оценивать концептуальную подборку из 20 романсов Чайковского, которые художественный руководитель фестиваля Алексей Гориболь выстроил по канве жизненного маршрута композитора. Чрезмерный трагизм, минорность и какое-то безысходное видение мира лишили Чайковского того мягкого обаяния, которое ожидаемо от автора «Евгения Онегина». И разве что комментарии самого Алексея Гориболя, сопровождавшие концерт солистов Большого театра, отвлекли от мрачноватого однообразия лирики, замечательно представленной Анной Аглатовой (сопрано), Петром Мигуновым (бас) и Олесей Петровой (мецц).

Одним же из самых удачных проектов нынешнего Левитановского фестиваля стал дивный концерт участников Молодежной программы Большого театра с незапетыми романсами Танеева, Аренского и их младших современников – Метнера , Черепнина и Рахманинова. Мало сказать, что этой музыки в столицах не услышишь, исполнили ее всем на радость с таким свежим чувством, что хоть руками разводи. Особенно отличились сопрано Ульяна Алексюк, Венера Гимадиева и баритон Константин Шушаков, в чьей подаче «Письмо Рахманинова Станисловскому» стало настоящим открытием. Уникальный случай личного композиторского поздравления по случаю 10-летней годовщины МХТ одарил именно той непосредственностью личного отношения к культу исторического, какая, вероятно, наиболее уместна на единственном в своем роде провинциальном фестивале непровинциального качества.

Полная версия