Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Николай Хомерики: на монтаже можно забыть про съемки

Как создается ритм картины. Чем можно пожертвовать ради него. Зачем нужен человек в черном. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

«Ритм фильма задается на трех стадиях: сценарий, съемки, монтаж. Другого пока ничего не придумано. Когда я пишу сценарий, приблизительно создаю ритм в виде череды событий, которые следуют одно за другим. Не знаю, насколько его чувствует человек, который читает сценарий. Но я чувствую: вот герой идет по улице, а потом сидит в кафе. Я себе представляю, какое примерно время он идет. И иногда даже другой сценарист не может понять, почему герой здесь, например, покупает мороженое. А потому, что мне ритмически нужно это время.

Далее -- съемки. Когда снимаешь однокадровые сцены, то ритм создается двумя вещами: актерской игрой и движением камеры. В основном актерской игрой. Если снимаешь кусок в десять минут, то актерам нужно помочь выдержать ритм, добиться, чтобы в эти десять минут они вовремя помолчали, вовремя сказали слово, вовремя повернули спину.

Эти десять минут они задают ритм и знают, что я потом не буду резать. По этой причине я практически никогда не снимаю перебивочных планов, дающих возможность разрезать сцену, что-то вставить, а потом продолжить. Такая съемка накладывает большую ответственность на актеров, на операторов и режиссера. Потом на монтаже всегда бывают две-три секунды, когда думаешь, что здесь могло бы быть быстрее, здесь он мог бы быстрее повернуться, а здесь быстрее сказать, но тот факт, что ты снимешь сцену длинным куском, все равно все оправдывает, и в итоге выходишь на нужный ритм.

Когда снимаешь сцену монтажную, это тоже очень интересно, если думать о монтаже во время съемок. Как говорил Годар, нет двух кадров, которые нельзя смонтировать. Все можно смонтировать. Очень интересно придумывать монтажную сцену на съемке, когда понимаешь, что тебе нужен этот крупный план, а этот общий, и получится монтажное решение, заложенное еще на съемках.

Но это не то, как обычно снимают сериалы. Я тоже снимал два телевизионных фильма, там другие задачи. В сериале надо покрыть сцену: снять всех на крупном, потом все на общем -- такое мастер-шоу. Но это не творческое задание. Я говорю о другом, о способе создания ритма…

Знаете, иногда во время съемки пускают людей специально в черном костюме, чтобы они проходили перед камерой. Потом по черному можно сократить, и кажется, что снимали одним кадром. Об этом рассказывал Сергей Лозница. Он этот прием часто использовал в документальном кино. У него был специальный человек в черном, который, когда что-то не так шло, проходил перед камерой. А дальше режиссер убирал лишнее и склеивал, как будто был один кадр...

Так вот монтаж в итоге -- это самая главная вещь, которая создает ритм. Так же, как на съемках фильма надо забыть про сценарий, на монтаже надо забыть про съемки. Даже если во время съемок ты придумал, что будет общий план, а за ним крупный, и тебе казалось, что это хорошо, а теперь ты видишь, что нет, надо все это забыть. Все начать с чистого листа, заново создать ритм.

Если подытожить, то ритм -- это документальный кусок времени. Это очень сложная филигранная работа. Это не вопрос склеек -- я ими занимаюсь в последний момент и даже часто оставляю на откуп режиссеру монтажа. Для меня важнее всего вопрос длины кадра. Здесь мы оставляем минуту, здесь -- 30 секунд. Или, как раньше, измеряли в метрах: здесь на тридцать метров короче, здесь на два метра больше.

Есть момент, которому я научился у режиссеров «новой волны». Ты смотришь на сцену: есть моменты, где актер играет очень хорошо, а есть, где хуже. Возникает вопрос: чем пожертвовать? Взять куски, где актер по-настоящему живет, где живые глаза и смонтировать их, пожертвовав кадром. Это будет криво смонтировано, и в этом будет своя прелесть. Или пожертвовать игрой ради кадра, если он настолько важен и силен, что прощаешь себе лишние три секунды. И думаешь: ладно, они у меня оправдаются кадром».

Полная версия