Есть гении от природы, а все остальные должны смотреть много кино. Особенно то, в котором ощущается присутствие чего-то высшего. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».
Николай Хомерики: «Без претенциозности и пафоса могу сказать, что я малообразованный человек в плане знаний об искусстве, я очень плохо разбираюсь в живописи, музыки. Так вышло, что я все это получил в переработанном виде через кино. Потому что кино является таким искусством, где все это по чуть-чуть присутствует. Хотя и не заменяет ни в коем случае.
Самое главное: режиссер никому ничего не должен. За это я борюсь всю жизнь, когда пытаюсь доказать что-то продюсеру или актеру или еще кому-то, кто участвует в кинопроцессе. Все время возникает сопротивление, говорят: должно же быть по-другому. Ничего не должно быть. Дальше вопрос понимания, насколько осознанно ты это делаешь. Чтобы нарушать, надо знать, что нарушаешь. Когда тебе говорят: «Полчаса ничего не происходит, нужен какой-то поворот или событие, есть же куча книжек о том, как писать сценарии». Да есть, и они очень правильные. Чтобы их нарушать, их надо знать. И мотивировать для себя, почему это будет работать по-другому.
Для того, чтобы прогрессировать, надо смотреть очень много фильмов. Процентов пять режиссеров – гении от природы, у них получается хорошее кино по наитию. Можно себя сразу зачислить в эти пять процентов и ничего больше не смотреть, а можно смириться с реальностью и не изобретать велосипед.
Сначала я смотрел кино, потому что нравилось. А когда понимал, что именно нравится, начинал анализировать, почему? И вдруг понял, что в фильмах, которые мне нравятся, много общего. Например, классические режиссеры: Бергман, Курoсава, Брессон… в них, как мне кажется, много общего, хотя они все из разных стран. Много общего даже не с точки зрения киноязыка, а с точки зрения философии, мировоззрения. Они смотрят на мир немножко со стороны. Все истории их, как наблюдение.
В таких фильмах ощущается, что есть нечто большее, чем просто жизнь, присутствие чего-то высшего. Меньше всего я люблю, когда религию приплетают ко всему этому – тем более, что все эти режиссеры разных вероисповеданий. А кто-то вообще – например Тарковский, хотя некоторые делают из него православного человека, -- по-моему, был человеком многих религий.
Я начал думать, как они это сделали, на всех уровнях, начиная от сценария, работы камеры, актеров и всего остального».
Продолжение следует.