Кирилл Серебренников вывел студентов из театрального гетто
Если вас утомила архаика театральных зданий, пыльные кулисы и золоченые ложи, самое время отправиться на «Винзавод». До второго октября третьекурсники Школы-студии МХАТ под руководством Кирилла Серебренникова показывают там свои учебные работы.
Цех белого
Здание под номером 14, которое по старой памяти именуют «Цехом белого», действительно похоже на пустующий цех, переоборудованный под современный выставочный зал. Ничего общего с традиционным театральным помещением тут нет. Кирилл Серебренников, похоже, этого и хотел. Недаром он уже несколько лет заявляет о том, что театр надо вывести из привычных театральных резерваций. Фестиваль «Территория», одним из организаторов которого является Серебренников, уже пять лет приучает и актеров, и зрителей к нетеатральным площадкам. Теперь режиссер привел в Цех белого своих студентов.
Третий курс они начинают с марафона: за две недели сыграют пять спектаклей по «Герою нашего времени» Лермонтова, четыре «Каина» по пьесе Байрона и три перформанса по стихам современных поэтов.
«Весь прошлый год мы занимались романтизмом в разных его проявлениях – от Байрона как основоположника стиля до Лермонтова и современной поэзии, которую я тоже считаю производной от романтизма. Теперь, пользуясь дружескими отношениями с Софьей Троценко, я убедил ее в важности такой программы. Это совместный проект Школы-студии и «Винзавода». Ребятам надо научиться играть не только этюды, но и полноценные спектакли. При этом мне очень хочется выйти из театрального гетто, прийти к свежей аудитории. На «Винзаводе» к нам приходят любители современного искусства. Кто-то назовет их хипстерами, а для меня это просто люди. Вот они купили билеты и пришли. И мы сыграем для них и посмотрим, что из этого получится», - рассказывает о проекте Кирилл Серебренников.
Одновременно он дает последние указания. Двое студентов скатывают большой ковер, надо полагать, тот самый, который купил Печорин, чтобы разозлить княжну Мери. Парень в майке и тертых джинсах произносит монолог Печорина: «Я стал нравственным калекой, одна половина души моей высохла…»
«Попробуй произносить это, стоя на одной ноге. А вторую держи рукой сзади. И когда придет Мэри, так с ней и целуйся», - советует режиссер.
Герой их времени
Лермонтов – один из любимых авторов Серебренникова. Но, разумеется, с классической трактовкой его работа не имеет ничего общего. Этот «Герой нашего времени» очень похож на новую драму. Никакого пафоса, хрестоматийный текст звучит как сегодняшний, костюмы – условны. Музыка доносится из дребезжащего транзистора, который прижимает к себе слепой паренек из «Тамани» (точная работа Филиппа Авдеева). Или звучат аккорды, которые берет на пианино кокетка Мери. Роль досталась сразу трем артисткам: Марии Поезжаевой, Александре Ревенко, Яне Иртеньевой. Чаще всего все три княжны появляются на сцене одновременно, так что Печорина окружает девичий хоровод. Впрочем, Печориных в спектакле четверо (Виорел Пахоми, Роман Шмаков, Артур Бесчастный, Харальд Розенстрем), но они работают попеременно, передавая роль, как эстафетную палочку. Две Бэлы, трое Грушницких – в общем, в спектакле заняты все 19 актеров и даже кое-кто из режиссерской группы.
Здесь нет привычного деления на зал и сцену, действие происходит сзади и сбоку от публики и тогда транслируется на экран. В первых сценах Автор (Александр Горчилин), парень в лохматой ушанке и прорезиненных штанах, впервые попавший на Кавказ и ошеломленный увиденным, норовит запечатлеть все на камеру. Пока брат Бэлы Азамат (Риналь Мухаметов) не выбьет ее из закоченевших рук…
Для удобства пятигорских отдыхающих
Кому-то из Печориных пока не хватает глубины, кому-то – просто-напросто мужественной внешности. Зато ни в ком из актеров нет ни грамма пошлости, а все актрисы не боятся быть смешными и наделены хорошим юмором, его они, вероятно, переняли у своего педагога.
«Для удобства пятигорских отдыхающих…» - бубнит в мегафон занудливый доктор Вернер (Илья Ромашко). Бесконечный, на одной ноте произносимый распорядок дня удивительно точно передает царящую на водах томительную скуку, от которой Мери влюбляется в Грушницкого. Печорин же разрушает этот роман, жизнь Грушницкого и собственный покой…
В этой части спектакля есть и гротеск, и буффонада, и даже цирковой номер, есть точные и неточные попадания в роль, но суть «Княжны Мери» схвачена верно. Думать над текстом студенты научились, а остальное, наверняка, приложится. Тем более, что, как обещает Серебренников до конца года им предстоит выпустить еще три спектакля.