Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Изгнание дьявола в штатном режиме

На экранах столицы появилось «Последнее изгнание дьявола», очень страшное кино. Оно правдиво разоблачает процедуру экзорцизма, но существования чертей вовсе не отвергает.

Идея сюжета взята из жизни. Еще в 1972 году вышла документальная картина «Марджо» -- в ней один смелый проповедник разрешил зафиксировать свой рабочий процесс, разоблачив тем самым немало святых чудес.

Главный герой нового фильма Коттон Маркус – потомственный экзорцист. Он работает с детства, поэтому не верит ни в бога, ни в дьявола. Изгнание бесов для него – просто недурной семейный заработок. Шарлатанства тут примерно столько же, сколько на сеансе психоанализа, а результат тот же, только антураж посерьезнее. В ход идет целая фонотека душераздирающих воплей, дымящееся распятье, всякие несложные химические фокусы, с помощью которых перед клиентами, а это, как правило, суеверные алкоголики, разыгрывается талантливое действо. Как правило, бесы благополучно покидают бренное тело одержимого, а в качестве бонуса божий глас сообщает через преподобного что-нибудь важное, «Не пей», например. Клиент получает спасенную душу, экзорцист -- заслуженный гонорар. Однажды он решает позвать на заурядное изгнание бесов из девочки, которая, якобы по ночам режет скот, съемочную группу. Маркус хочет завершить карьеру, поскольку перед камерой намерен разоблачить свои фокусы. Мотивов у него два. С одной стороны, он человек тщеславный и мечтал стать телепроповедником, так что явно получает удовольствие, позируя камере. С другой, ему банально нужны деньги, чтобы купить медстраховку для собственного сына. Медицине экзорцист доверяет гораздо больше, чем Святому Писанию.

«Последнее изгнание дьявола» довольно органично сделано в модной манере псевдодокументалистики. Для жанра хоррор такой стиль съемки стал общим местом, но продолжает безотказно действовать на нервы. Сочетание правдивого кадра и драматургической хитрости обеспечивают успех, явления страшные и сверхъестественные получают вроде бы рациональные объяснения: девочка, конечно, психическая, но ее можно понять, сиротка столько пережила... Но как только доверчивый зритель облегченно вздохнет и, может быть, даже тихонько перекрестится, мистика снова лезет в форточку. А только зритель соберется, сожмется, приготовится к встрече с дьяволом, тут же Маркус и его съемочная группа находят простое оправдание мракобесию. Скажем, стыд и страх для подростка куда более сильная движущая сила, чем черти. И опять, только все расслабились, как всю съемочную группу…

Создатели фильма ведут себя так же, как их главный герой, и цинично наживаются на страхах и суевериях, сами ни чуточки не веря в происходящее. Коварный Элай Рот, уже снявший до этого «Хостел», а здесь выступивший в роли продюсера, признался, что вырос в семье профессора психиатрии и еще в детстве перестал бояться дьявола, поскольку родители ему объяснили, что «евреи в это не верят».

Из «Последнего изгнания…» вышло бы поучительное зрелище, если бы последнее слово осталось за здравым смыслом. Вдоволь подергавшись, мы лишний раз осознали бы, что зло -- это не черт с рогами, а человеческое равнодушие, глупость и агрессия. Однако в данном случае вроде бы неглупое кино скатилось в итоге в дикую чертовщину. И кажется, что бесы одолели-таки неверующих кинематографистов.

Полная версия