Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Александр Зельдович: все надо оговорить до

Как работать с оператором. Какие сцены нельзя раскадровать. И что должно быть слышно на слаженно работающей съемочной площадке. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

Александр Зельдович: «Мы с оператором обычно проходим картину и делаем какие-то свои почеркушки. А дальше по ним раскадровщик прорисовывает. Это помогает особенно в сценах, которые связаны с компьютерной графикой. Есть сцены, которые нельзя раскадровать. Например, пастельную сцену раскадровать невозможно. Хотя, как ни странно, ее необходимо репетировать. Ее тоже нужно разрабатывать, а вот импровизировать нельзя. Воображение у всех ограничено. К тому же при съемке подобных вещей возникает естественная скованность. Чтобы ее не было, надо разрабатывать тщательно, до жеста. А когда это отрепетировано, то легко делается, то есть не легко, но возможно.

Александр ЗельдовичСценарист, кинорежиссер. Родился 4 декабря 1958 года в Москве. В 1980 году окончил факультет психологии МГУ. Два года проработал психотерапевтом в московских больницах. Затем поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино…
С оператором все должно быть обсуждено и договорено еще в подготовительный период, при выборе натуры или чуть-чуть позже. Есть некие решения, для которых оператор должен заказывать технику или свет. Если только это не американский продакшн такой дорогой потому, что люди возят с собой все на все случаи жизни.

Есть идея некоего общего света, которая тоже обычно оговаривается до. Есть идея движения… Оператор что-то предлагает, естественно. Это всегда утверждается. Не может быть такого, чтобы оператор сказал: «А давай-ка я тут наеду вместо лица вот на эту вазочку». А на фиг нам вазочка? Но если он будет убедителен, что нам позарез нужна эта вазочка то, черт с ним, можно и на вазочку наехать.

Хороший оператор слышит, как музыкант слышит дирижера. На площадке разговаривать некогда и там лучше общаться на уровне мычания: «А? А! Ага…» Если вы сработаны, обычно так и бывает. Если только не возникает конфликтной идеи. Но у меня такого не было. Нет, было один раз…

Зельдович рекомендует1. Стэнли Кубрик «С широко закрытыми глазами» 2. Стэнли Кубрик «Цельнометаллическая оболочка» 3. Стэнли Кубрик «Космическая Одиссея 2001» 4. Сергей Бондарчук «Война и мир» 5. Сергей Бондарчук «Ватерлоо» 6. Андрей Тарковский «Андрей Рублев» 7. Андрей Тарковский «Солярис» 8. Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» 9. Жан-Пьер Мельвиль «Полицейский» 10. Жан-Пьер Мельвиль «Красный круг» 11. Кэрол Рид «Третий человек» 12. Орсон Уэллс «Гражданин Кейн»
Я работал с Александром Княжинским (над фильмом «Закат» по Бабелю. – Infox.ru), который отличался тем еще характером. И было довольно сильное верхнее солнце, лобовое, для оператора неблагоприятное, грубое и некрасивое. И он не хотел снимать при верхнем солнце. А у меня артисты были готовы, и было, честно говоря, плевать, контровое там солнце или лобовое. Я сказал: «Нет, давайте снимать». А он: «Я это не буду снимать». Это было еще в те советские времена, я был дебютант, а он был классик. Я сказал: «Окей, не надо, сам сниму». Мне померили экспозицию, поставили диафрагму, встал за камеру и все снял.

На площадке, если кто-то орет или скандалит, это не очень хороший знак. На хорошей площадке все происходит беззвучно, шурша, вообще ничего не заметно».

Полная версия