Почему важная тайна. Система смысловых координат и умение быть простым и сложным. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».
Александр Зельдович: «Я считаю, что режиссер должен быть человеком в общем образованным. Он должен понимать, в каком контексте он находится. И где находится этот контекст. Если ты находишься в русском контексте и не претендуешь вылезать за его пределы, то хотя бы нужно понимать, как этот русский контекст соотносится с общемировым. Где ты работаешь: жанрово, тематически, идеологически? Надо точно знать, где ты располагаешься, где ты хочешь или наоборот не хочешь располагаться, какие рамки хочешь ломать. И надо уметь рассказать об этом своим коллегам и артистам. Надо представлять себе общекультурный контекст. Если ты употребляешь какие-то слова… Скажем, вот это у нас – китч, а это будет – барочная сцена, а вот это – минимализм, одна стенка, один гвоздик и одно лицо… Если употребляешь эти слова, а они нужны, они дают довольно точный стилистический адрес, отсылку куда-то, надо знать, что они значат.
Важно знать вообще изобразительное искусство и современное искусство, в частности. В актуальном искусстве разрабатывается множество смысловых и пластических идей, которые потом востребуются в кино. Равно как и наоборот. Качественные режиссеры это знают, это видно. Степень художественной эрудиции всегда видна, даже если человек снимает фильм про войну или боевик. В любом случае ты имеешь дело с тем, что называется выразительность. Выразительность бывает опять же разная в разное время, в 20-е годы одна, в 60-е – другая, а нынче – третья.
В «Красной пустыне», о которой мы говорили до того, как вы включили камеру, видно, что Антониони очень хорошо ориентировался в современном ему изобразительном искусстве. Там даже в интерьерах пятна на стенах явно под Ротко или Фрэнка Стеллу. Это очевидные цитаты. Позже Баз Лурман, например, довольно хорошо ориентировался в поп-арте. А Спилберг и Коппола хорошо знали фильмы Птушко. А у того же База Лурмана в «Мулен Руж» есть очевидная цитата из фильма «Цирк» Александрова.
Задача кинематографа, помимо всего прочего, как-то отражать время, реагировать на него. А время меняется, поэтому должны меняться и инструменты, с которыми ты работаешь. Скажем, на нынешнем этапе мне не очень понятно разделение на авторское и неавторское кино или, вернее, на арт-хаус и не арт-хаус. Я считаю, что можно говорить о сложном и быть достаточно внятным и интересным многим. Можно быть изощренным и достаточно универсальным при этом. На каком-то уровне тебя будут воспринимать многие, на каком-то – меньшинство поймет сейчас, а когда-нибудь потом это будет доступно большинству. Это некий размер предложения. Сложность тоже является инструментом. Внятность является инструментом. Где надо – можно быть понятным, а где-то надо что-то скрыть, можно сделать некую тайну и заманчивость. Кстати, тайна важна. Вещь должна быть таинственной».
Продолжение следует.