Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Александр Зельдович: надо смотреть кино

Какой опыт нужен режиссеру. Зачем ему быть киноманом и на что обращать внимание в первую очередь. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

Александр Зельдович: «Есть ряд фильмов и жанров, где жизненный опыт не нужен. Нужна лишь безумная энергия, насмотренность и талант, конечно. Если молодой режиссер начинает снимать, как Питер Джексон, например, какой-то трэш или какие-то ужастики, тут надо иметь просто эрудицию. Или если ему 20 лет, у него есть опыт уличной жизни, и он решает снять про это, то такого подросткового опыта тоже достаточно. Плюс опять же – насмотренность. Режиссер должен быть киноманом. Он должен с 10 лет смотреть бесконечное количество фильмов и безумно это дело любить. За десять лет, с 10 до 20, можно посмотреть кучу всего разного, и что-то даже попробовать самому. Тем более, что сейчас, когда технические средства доступны и недороги, кино можно снимать дома.

Александр ЗельдовичСценарист, кинорежиссер. Родился 4 декабря 1958 года в Москве. В 1980 году окончил факультет психологии МГУ. Два года проработал психотерапевтом в московских больницах. Затем поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино…

Что касается более сложных тем, не жанровых открытий, а открытий психологических, философских. Если перед человеком возникает задача осмыслить, например, время и что-то сказать о людях разного возраста, то понятно, что двадцатилетний о жизни сорокалетних кино не снимет. Например, когда я учился на курсах (высших режиссерских – Infox.ru), я посмотрел «Сладкую жизнь» Феллини и тогда пошутил, что это кино сделано по поводу своей собственной длины. Довольно глупая была шутка. А фильм на самом деле – про кризис среднего возраста. И я его понял толком, только когда мне уже было под сорок.

Годар сказал, что режиссеру не нужно быть фундаментально образованным, ему нужно быть нахватанным. Был эпизод, когда к Годару кто-то пришел брать интервью, и он хватал с полок книжки и выискивал там цитаты. Далеко не факт, что он прочитал все эти книжки, но он, по крайней мере, знал, что в какой книжке находит.

Очень важно обладать достаточным знанием технологии производства. Для этого человек должен провести некоторое время на площадке в ассистентской должности, пройти подряд одну-две картины. Он должен знать, что технология есть, и она с годами проще не становится.

Зельдович рекомендует1. Стэнли Кубрик «С широко закрытыми глазами» 2. Стэнли Кубрик «Цельнометаллическая оболочка» 3. Стэнли Кубрик «Космическая Одиссея 2001» 4. Сергей Бондарчук «Война и мир» 5. Сергей Бондарчук «Ватерлоо» 6. Андрей Тарковский «Андрей Рублев» 7. Андрей Тарковский «Солярис» 8. Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» 9. Жан-Пьер Мельвиль «Полицейский» 10. Жан-Пьер Мельвиль «Красный круг» 11. Кэрол Рид «Третий человек» 12. Орсон Уэллс «Гражданин Кейн»

Когда я учился на курсах, снимал свою первую курсовую работу. Мы написали с замечательной сценаристкой, к сожалению, она скончалась несколько лет назад, Надеждой Кожушанной очень хороший сценарий, который назывался «С четверга на пятницу». Он был про некоего молодого человека, который ночью в городе встретил безумную тетку старше него и потом бродил с этой женщиной по ночному городу. И у нее какое-то измененное состояние. В итоге выясняется, что у нее дома лежит в гробу сын, ну, или кто-то там умер… Потом стало понятно, что это парафраз на «Последнее танго в Париже», сжатое до 20 минут. Ошибка была в том, что я придумал историю, которую надо было снимать ночью. У меня был неопытный оператор. И к тому же по тем временам нужно было очень сильно освещать этот несчастный город. А смен у меня было всего шесть. И я с этим оператором умудрился снять 25% материала и сильно очень запарился. Я начал просто лысеть от ужаса. Если бы я был более опытен, я бы не стал писать сценарий на шесть смен, в котором действие происходит ночью и зимой. Такой был у меня был первый блин…

Еще необходимо знать режиссеру, как работать с актером, особенно это важно в нашей стране. В Штатах, например, актерам платят такие большие деньги за то, что они по сути дела занимаются саморежиссурой. Артист сам себе разрабатывает роль, он этому учится. И в известном смысле является сорежиссером. У нас это не принято. У нас все везет на себе режиссер. И поэтому особенно важно знать, как правильно говорить какие-то слова, чтобы получить результат, который хочется получить».

Полная версия