Загнанного Клуни пристреливают
Тщательно выстроенный и продуманный до жеста триллер «Американец» успешно штурмовал кассовый рейтинг США и оккупировал добрую половину московских кинотеатров. Что для такого камерного и тихого фильма немного странно.
Экранизация книжки Мартина Бута получилась, скажем так, отжатой почти досуха. В фильме «Американец» много чего находится за кадром и остается открытым для воображения зрителя. Ясно, что Джордж Клуни играет пугающе профессионального киллера, которого явно есть за что преследовать, и не обязательно вдаваться в подробности. В начале фильма он отсиживается в уютном домике у заснеженного озера где-то в Швеции в компании гармонично устроенной блондинки. Идиллия длится пару-тройку экранных минут, а потом появляются двое в зимнем камуфляже, и намерения их очевидны.
Завалив обоих и на всякий случай ставшую обременительной и опасной блондинку, герой Клуни спешит скрыться в Италии, в тихой провинции, где даже не нужно монтировать камеры наружного наблюдения и датчики движения – каждый прохожий и так на виду, а шаги слышны на полгородка. Представляясь фотографом, киллер ведет тихую жизнь, беседует о душе с местным падре и наведывается к влюбчивой проститутке, как и шведка, сложенной весьма гармонично, только теперь это брюнетка.
Путь от блондинки к брюнетке режиссер фильма Антон Корбайн представляет нам, как путь раскаяния и внутреннего преображения. Киллер, получивший в Италии заказ даже не на убийство, а на изготовление оружия для другого стрелка, решает, что это будет его последнее дело. По законам жанра, как мы знаем, подобное решение всегда фатально. В боевиках выживают только те парни, которым покой только снится.
Корбайн старается быть тактичным. Он не заставил, например, Клуни бухнуться в ноги к приятному и понимающему грешные души падре, однако проститутка в роли спасительного ангела – выход немногим лучше. Это, впрочем, оставим на совести романиста.
Догадаться, чем этот скромный сюжет может зацепить, легко. Следить за человеком, которого методично и неотвратимо жизнь загоняет в угол, в кино (в отличие от жизни) увлекательно. И формально – это тема фильма, которая вроде бы разработана тщательно, грамотно и последовательно. Начинается она с названия. Ведь Клуни -- американец не только в том смысле, что он гражданин конкретной страны. В этой картине американец – синоним чужака. Он чужой и в Швеции, и в Италии, и в нормальной жизни вообще, поскольку перешел некую принципиальную границу. Желание перейти ее обратно – вот, что, собственно, должно было стать источником драмы, что мог бы достаточно сильно сыграть Клуни.
Но беда в том, что Антон Корбайн – слишком хороший фотограф (напомним, что он специалист по рок-группам, создавший имидж, а также лучшие клипы, в частности, U2 и Depeche Mode), побеждающий пока режиссера. Он был чрезмерно увлечен картинкой, которая, безусловно, радует глаз (особенно четко читается стиль Корбайна-фотографа в игре с расфокусировкой), и, кажется, мало обращал внимания на своего героя, опрометчиво оставив Клуни самого себя режиссировать – в итоге тот напялил скорбно-сосредоточенную маску и благополучно проходил в ней отведенное время. Корбайн больше следил за тем, как он развертывает перед вами фильм -- его цвет, фактуру, глубину кадра, чем за тем, что, собственно, он хочет всем этим сказать. К тому же сюжет он выбрал очень предсказуемый и банальный, не позволяющий интригой замаскировать внутреннюю пустоту.