Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

«Черный лебедь» «Овсянке» глаз не выклюет

С 1 по 11 сентября проходит 67-й Венецианский кинофестиваль. Программа Мостры позволяет в очередной раз убедиться, что русских здесь любят и ценят. За главный приз поборются русские «Овсянки».

Старейший кинофестиваль в мире (напомним, впервые состоялся в 1932 году) амбициозно норовит стать и самым крупным. Если в конкурсной программе других заметных фестивалей обычно фигурируют примерно полтора десятка картин, то на Мостре тенденции другие. В прошлом году в конкурс попали 20 фильмов, а в этом уже 23. Это, впрочем, не дает повода рассуждать о подмене качества количеством. Отборщики фестиваля во главе с директором Марко Мюллером присматривают ленты для конкурса примерно по тому же принципу, по которому осуществляли в 1990-х заграничный шоппинг едва расставшиеся с малиновыми пиджаками российские нувориши. То есть если берут, скажем, галстук, то только эксклюзивный, которого гарантированно ни на ком не встретишь: всего в Венеции будет показано 85 фильмов, и 81 из них – мировые премьеры. Представить в этом конкурсе михалковских «Утомленных солнцем: предстояние», которые к моменту попадания в Канны успели не только выйти в российский прокат, но и провалиться в нем, немыслимо. Немыслимо, впрочем, еще и потому, что у венецианских отборщиков, в отличие от нуворишей, все хорошо со вкусом.

Продолжая русскую тему, единственный наш фильм в конкурсной программе, «Овсянки» Алексея Федорченко, был не без элегантности уведен этим летом у «Кинотавра» (о чем как бы и с обидой, но и с нескрываемой гордостью пишут отечественные СМИ). В 2005-м в той же Венеции Федорченко получил приз как лучший дебютант в программе «Горизонты» за свою псевдодокументальную картину «Первые на Луне». По замыслу и технике исполнения новая лента Федорченко ничем «Первых на Луне» не напоминает: это стопроцентно игровая фантасмагорическая драма со смертью, похоронами и любовно поставленными эротическими сценами.

Русский след присутствует и в других пунктах фестивального протокола. В пухлой и разномастной программе «Горизонты» будут показаны короткометражные «Бриллианты» Рустама Хамдамова (с Ренатой Литвиновой и балериной Дианой Вишневой) плюс арт-видеоинсталляции «Слабый Рот фронт» (Виктор Алимпиев) и «Воодушевление» (Галина Мызникова, Сергей Проворов). Кроме того, Ингеборга Дапкунайте вошла в состав жюри, которое возглавляет Квентин Тарантино.

В числе наиболее ожидаемых хитов конкурсной программы – «Ваза» Франсуа Озона, «Где-то» Софии Копполы, «Мирал» Джулиана Шнабеля, «Три» Тома Тыквера, «Черная Венера» Абделлатифа Кешиша, «Обещания, писанные по воде» Винсента Галло и «13 убийц» Такеши Миике. С последним председателя жюри связывают теплые творческие отношения (он снялся у Миике в «Сукияки Вестерн Джанго»). Но на кумовство от Квентина, непредсказуемого во всем, будь то фильмы или раздача призов (в 2004-ом, возглавляя каннское жюри, он спровоцировал небольшой скандал, вручив «Золотую пальмовую ветвь» Майклу Муру за «Фаренгейт 9/11»), рассчитывать не приходится. Единственный триумфатор Мостры, известный заранее, режиссер Джон Ву, которому вручат традиционный приз за вклад в кино.

Внеконкурсная программа укомплектована, в основном, новыми именами, но есть и более или менее повсеместно знакомые. Фильмом открытия станет триллер Даррена Аранофски «Черный лебедь» об ужасах жизни артисток балета (в 2008 году режиссер получил в Венеции главный приз за «Рестлера»). В ночь после открытия состоится специальный показ «Мачете» Роберта Родригеса. А под занавес будет показана укомплектованная Расселом Брендом, Альфредом Молиной и Хелен Мирен экранизация Шекспира «Буря». Постановщицу фильма Джули Теймор, помня ее предыдущие картины «Фрида» и «Через вселенную», никак нельзя попрекнуть отсутствием изобретательности и свежего взгляда на кино. Что, в общем, для участников Мостры любого созыва характерно.

Полная версия