Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Бондарчук действует как диссидент-подпольщик

С 1 января в прокат выходит один из самых амбициозных фильмов российского кино, первая часть фантастической дилогии по роману братьев Стругацких «Обитаемый остров». Режиссер Федор Бондарчук планировал показать нам нового молодого героя-бунтаря, но слишком увлекся дизайном и спецэффектами.

Взрослые игрушкиБюджет фильма -- $36,5 млн. Отснято 120 км пленки, участвовали 7000 человек массовки, построены 13 особым образом сконструированных танков (из них девять типа Е-64, 3 БТР и один новый БТР «Гром»), произведено 300 стволов специально созданного «саракшского» оружия, суммарный заряд использованной пиротехники -- 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте.

Вчерашние нонконформисты и золотая молодежь устраивают публике знакомство с хорошей литературой через вылизанную гламурную картинку. Федор Бондарчук, обожавший в детстве книжки братьев Стругацких, снял кино по любимым авторам. Компания Бондарчука Art Pictures Studio, в 90-х занимавшаяся производством клипов и рекламы, с годами снимает все более высокобюджетные клипы («Гололед», «Жара», «Девятая рота», «Обитаемый остров»), и никто не скажет, что это однозначно плохо. Искомая продюсерами «Острова» молодежная аудитория отреагирует на привычную эстетику и успеет доесть стакан попкорна до конца.

Антиутопию Стругацких «Обитаемый остров», вышедшую в 1968 году и переведенную на 60 языков, сегодня читали немногие. Поэтому, возможно, мало кто удивится, что герои «Обитаемого острова», несмотря на все лишения, положенные по сюжету, выглядят неизменно ухоженно, как и герои предыдущей эпопеи Бондарчука «Девятая рота». 450 кг грима потрачены не зря.

Из Полудня в полымя

Но дело тут, конечно, не в гриме. По замыслу режиссера и продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, мегапроект в жанре science-fiction action с бюджетом $36,5 млн исследует философию террора, границ личной свободы и права вмешательства в жизнь независимого государства, то есть затронуты основные тренды современного политического нонфикшен. Стругацкие словно для нас и про нас сегодняшних писали в знаковом 1968-м о том, как в 2157 году звездолет бесшабашного охламона Максима, укравшего у бабушки дедушкины часы и живущего в Мире Полудня на идеальной, доброй планете Земля, терпит крушение на погрязшей в войнах планете Саракш.

Продюсер фильма Александр Роднянский«Обитаемый остров» -- плод компромиссов.

На Саракше недавно была ядерная война, вот-вот начнется новый планетарный конфликт. Группа диктаторов, Неизвестных Отцов, управляет людьми через башни-излучатели, которые туманят мозг одним и причиняют сильнейшую боль другим. Здесь ходят строем и поют гимны, несогласных казнят, кругом враги. Максиму нужно сделать выбор -- спасать этот мир или оставить все как есть. Как на малых детей, Максим смотрит на жителей Саракша, хрипящих в тисках гротесковой, наглядной тоталитарности, потерявших представление о ценностях и основах бытия. Тамошние будни выглядят как наша здешняя повседневность, лишенная декоративных норм международного права и формальных бытовых приличий.

В первой серии Максим осматривается. Попадает в плен ко всем противникам по очереди, служит в гвардии, влюбляется в официантку в баре, спасает от смерти своего надсмотрщика и становится ему другом, по ходу дела демонстрируя повадки супермена.

Подбор актеров

Исполнитель роли Максима -- молодой и совсем неизвестный Василий Степанов, первокурсник Щукинского театрального училища (Бондарчук взял его на съемки еще абитуриентом) наверняка станет героем обложек в ближайшее время. Степанов -- живая реклама шоколада «Баунти», золотоволосый бог голливудского формата. До поступления на актерский Степанов всерьез изучал единоборства и в схватках, усиленных компьютерными эффектами, выглядит убедительно. Играет самозабвенно -- так ведут себя «глубинные» кумиры поколений. В Степанове есть что-то и от Джима Моррисона, и от БГ, и от Цоя. Возлюбленную Максима изображает молодая актриса Юлия Снигирь, тоже студентка Щукинского. На прочие роли Бондарчук собрал композиционно продуманный актерский ансамбль -- Сергей Гармаш, Максим Суханов, Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин, Юрий Цурило, Анна Михалкова. При этом сильная актерская команда не затушевывает игру новичков.

Борис СтругацкийЭто лучшая из "экранизаций" на сегодняшний день

Сам Бондарчук выступил в качестве одного из верховных властителей, Неизвестных Отцов, по кличке Умник. Умник (улыбка актерской биографии Бондарчука – от Идиота в охлобыстинском «ДаунХаусе» по Достоевскому к Умнику) -- один из выродков, интеллигент, дошедший до высших эшелонов власти на Саракше. Умник -- из тех, кто под влиянием башен-излучателей мучается головной болью, ломкой и эпилептическими судорогами.

Милитаризм и глянец

Друг юности Бондарчука, оператор Максим Осадчий снимает эту чудовищную мигрень клипово, настойчиво подробно. Так, что кажется, корчащийся Бондарчук вот-вот выплеснется из ванной прямо зрителю на голову. Драгоценная кость, что зажата в зубах Умника, сделана подругой юности, отвечавшей в фильме за украшения и важные знаки-символы, вывешенные во дворцах и покоях Неизвестных Отцов. Когда-то Катя Филиппова наряжала контркультурную молодежь 80-х в папахи и шинели всех цветов радуги. Автор костюмов к фильму Татьяна Мамедова, ученица Славы Зайцева, тоже большая любительница строгих френчей и шинелей – военное положение на Саракше обязывает. Но система «долби» простодушно передает все шорохи дорогой ткани «дюшес», из которой пошиты гламурные шинельки.

Руки на пульте

«Папа, я выполнил задание», -- лепечет Умник в трубку Максиму Суханову, пародируя медийный образ Бондарчука, вечного сына знаменитого отца. «Я доволен тобой», -- отвечает старший Неизвестный Отец. Киносеанс медиумической связи получился многомерным и удачным.

Режиссер фильма Федор БондарчукМир Саракша уничтожен.

Если провокационный ход (от которого создатели фильма вслух могут сколько угодно открещиваться) заставит задуматься попкорновую аудиторию о происходящем вокруг и провести параллели с политической ситуацией в стране, то Бондарчук и Роднянский выполнят свою главную задачу: не только соберут кассу, но и просветят мозг зрителей из рубки киномеханика световым лучом с именно ими установленной частотой. То есть сработают, как диссиденты-подпольщики из фильма. Взрывая отупляющие башни, они сами хотят засесть за пульт управления. Такие люди, мечтающие о позиции властителей дум, со временем научаются снимать патриотическое кино. И именно к этому стремится Бондарчук. Но, как говорят в фильме о просветляющем излучении, «уровень радиоактивности умеренный», и переворот даже в попкорновом сознании едва ли состоится.

Полная версия