Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Готический рок отряхнули от пыли

Еще недавно темнокожий гот-великан Тоби О’Канди заочно ссорился с Боно и играл некоммерческий нойз. Теперь же его новая группа O.Children вдохновляется Ником Кейвом и собирает на дебютном альбоме лучшие вещи в жанре пост-панка.

Черным-черно

Свежие идеи в пост-панке давно стали редкостью, а новых лиц в жанре по-прежнему хоть отбавляй. Правда, на сотню групп, подвластных угрюмой романтике и культу темных личностей вроде Йена Кертиса, найдется лишь десяток действительно талантливых. Утвердившихся схем они не рушат, а находят в них свои нюансы. Тому примером сюрпризы прошлого года. Тихие подростки The хх сделали пост-панк болезненно-застенчивым и начисто лишенным пафоса. Готы The Horrors перестали биться в припадках и остудили привычный звук до арктических температур. А наши соотечественники Motorama, доселе известные как «ростовские Joy Division», занялись неярким нордическим инди.

Новое имя на британской сцене – англичане O.Children. Появившись практически из ниоткуда, они уже ходят у себя на родине в перспективных исполнителях, выступают вместе с уважаемыми в готических кругах людьми и собирают комплименты за живые выступления. До наших краев музыка «Детей» дошла благодаря интернету, где она успела собрать целый шквал меломанских комментариев. Одни в них занимаются жанровой казуистикой, изобретая термины типа «пост-пост-панк», «синти-готик-рок» и «новая «новая волна». Другие просто пишут: «обязательно послушать», «завтрашние звезды» или «группа, в которой вокалист – большой черный парень».

Берегись, Боно!

Певец O.Children Тобиас О’Канди действительно заслуживает отдельного упоминания. В лондонском клубном подполье он заметная фигура, что, в общем, не удивительно для двухметрового готического негра, увлеченного шумовым роком. В перерывах между прогулками по местным кладбищам Тоби штудировал учебники по звукорежиссуре. «Прикольно было бы стать призраком и пугать людей, -- смеется он. – Но вообще я предпочитаю заниматься музыкой в теплой студии».

Пару лет О’Канди ютился за барабанами в чужих, бестолковых и недолговечных коллективах. Затем создал такой же свой – с эпатажным названием «Сдохни, Боно» («Bono Must Die») и колючим звуком дурного качества. Ко всему прочему раскатистый баритон Тоби в «лоу-фай» записи звучал как будто из ведра. Узнав о группе памяти самого себя, звездный пассионарий из U2 не оценил черного юмора и обратился в суд. Компании музыкантов пришлось сменить вывеску, а там недалеко было и до распада. И все же почва для появления O.Children была подготовлена.

«Дети» Кейва любят шум

Кроме Тоби, в состав O.Children входят трое субтильных белых юношей: гитарист Готье Аярриста, басист Гарри Джеймс и ударник Энди Слит, тоже из числа «бонофобов». На фоне габаритного лидера группы они кажутся хипстерскими недорослями, но свою работу выполняют исправно, выжимая из жанра пост-панка почти все, что можно.

Как и многие молодые коллективы, O.Children уважительно относятся к музыке старших. Это видно даже из названия группы, позаимствованного из горькой баллады Ника Кейва о мифическом певце Орфее с альбома «Abattoir Blues/The Lyre of Orpheus». К заезженному стилю Joy Division квартет относится прохладно и разбавляет его мелодиями поживее. Критики также приписывают «Детям» сходство с классиками английской готики Sisters of Mercy. А сами они перечисляют среди источников вдохновения куда более жесткий и бескомпромиссный народ: Ciccone Youth, Big Black и Ministry.

Инвентаризация готики

В целом весь дебютный альбом «O.Children» сделан про принципу «хорошего понемножку». Параллельные жанры и их клише легко пересекаются внутри отдельных песен. «Мертвый танцор диско» («Dead Disco Dancer») после инъекции вампирского стиля Bauhaus превращается в натуральный «данс макабр». Мелодичный готик-рок с героическими позами в духе The Mission или тех же Sisters of Mercy («Malo») лондонцы отряхнули от пыли и заново подкрасили черным. От сочетания рока с обновленным нью-вейвом так и веет «депешами» («Heels»), особенно когда гитарист трагическим тенором подпевает Тоби, как Мартин Гор – Дэвиду Гэану («Ezekiel's Son»).

Резкие, суровые боевики «Ruins», «Pray the Soul Away» и «Fault Line» отсылают нас уже к современному пост-панку и его мускулистым героям White Lies. В номере «Radio Waves» с безумным соло саксофона в финале всплывает любовь юности к звуковой грязи и какофонии. Завершается альбом неторопливой песней «Don’t Dig», подсмотренной у Editors.

Половиной своей привлекательности песни O.Children обязаны низкому, густому вокалу Тобиаса. Для жанра, где все привыкли к замогильному бубнежу и сдавленным воплям, это большая находка. Голос певца может наполняться зловещей силой, способной подчинить толпу, или лениво рокотать, быть совершенно бесстрастным или дрожать от эмоций. Вживую эффект, вероятно, еще мощнее.

Сейчас, после выхода первого альбома, группа продолжает активно работать: дает концерты и уже готовит акустическую программу. Выступления за пределами Великобритании пока редкость. Но будем надеяться, что, окрепнув, готические «Дети» приедут удивить и нас (после старичка Боно).

Полная версия