МакГрегор стал рабом Броснана
Мемуары человека, похожего на Тони Блэра, стали двигателем напряженного политического триллера. В прокат выходит «Призрак» Романа Поланского.
Триллеры всегда были сильной стороной режиссера Романа Поланского («Нож в воде», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Девятые врата»). Темные начала человеческой натуры ему близки и понятны. И таблоидные хроникеры не упустили ни одного шанса, чтобы выставить биографические подтверждения на показ. Жизненные декорации «Призрака» тоже сработали как хорошая рекламная кампания. Режиссер доделывал картину, сидя под домашним арестом в Швейцарии. На Берлинский фестиваль, в конкурсе которого «Призрак» выиграл «Серебряного медведя» за режиссуру, приехать не смог. Тогда газеты почти дружно писали, что награда выдана из солидарности. Теперь, когда фильм добрался до Москвы, можно убедиться, что это не совсем так. Полански снял, может, и не главное кино своей жизни, которым из-за каннской награды часто (и, пожалуй, ошибочно) называют «Пианиста», но в «золотую коллекцию» оно просится точно. Режиссер взялся в сущности за скандальный таблоидный материал и приподнял его над уровнем политической сплетни.
В книге популярного романиста Роберта Харриса, которую он собственноручно переделал в сценарий, намеки на Тони Блэра абсолютно откровенны. Не отказался от них и Полански. Кого же еще вспомнишь, если речь идет о бывшем британском премьере, слишком преданно служившем интересам США. В фильме его называют Адам Лэнг. А играет его жесткий и убедительный Пирс Броснан. Лэнг пишет мемуары, которые должны стать сенсационными. Но имеющееся литературное сырье явно на это не тянет, и помощники политика нанимают литературных негров или, как у них там выражаются, писателей-призраков. Первый тонет при странных обстоятельствах за кадром. Второй (Юэн МакГрегор) поставлен в жесткие временные рамки. Он приезжает в загородный дом Лэнга, пытается работать над текстом, но быстро вовлекается сначала в политическую интригу – бывшего премьера родина собирается судить за военные преступления на Ближнем Востоке, а потом втягивается в расследование гибели своего предшественника, обнаруживает конспирологический заговор и превращает самого себя в мишень.
Преследования и домашний арест настроили Поланского на правильный лад. «Призрак» погружен в сумеречную клаустрофобическую атмосферу, созданную тонко и умно. Роскошный дом Лэнга напоминает то ли тюрьму, то ли бункер. Льет дождь. Лица пасмурнее неба. Пугливый МакГрегор тенью перемещается из сумеречного дня в кромешную сырую ночь и обратно, получая потихоньку новые улики и вместе с ними все более явственные угрозы. Как и в «Девятых вратах», навигатором работает опасная книга. Сама по себе расшифровка спрятанного в ней кода окажется ожидаемо банальной. Да и бог с ней. Зато идею, что некоторые книги сначала долго водят за нос, а потом убивают, Полански продолжает реализовывать последовательно и мастерски. И люди на фоне таких книг мелькают, как призраки на экране.