В прокат выходит «Солт» - динамичный, но нескладный политический триллер, где героине Анджелины Джоли, для того чтобы доказать, что она не русская шпионка, приходится покуситься на двух президентов и расцеловать серп и молот.
Главная героиня Солт служит в ЦРУ, и карьера ее складывается неплохо. Удачная карьера в ЦРУ -- это когда вас по молодости еще мутузят в застенках агенты спецслужб Северной Кореи (что показано в прологе, как бы задающем картине общее настроение), а спустя два года вы, как угомонившийся Исаев-Штирлиц, легально сидите в кабинете на родине и поглядываете на часики -- ну сколько там у нас осталось до конца смены. Дома тоже все очень хорошо, поскольку Солт окружают любимые существа: маленькая собачонка, толстенький паук и любимый муж, немецкий арахнолог (отсюда и паук). Как это бывает в триллерах, доскональное расписывание картины того, насколько у человека все хорошо (самая существенная проблема героини -- правильно свернуть салфетки для праздничного стола), требуется садистам-авторам лишь для того, чтобы устроить персонажу ад пожарче, чем когда какая-нибудь Аннушка плеснет ему на ровные жизненные рельсы подсолнечного масла.
В фильме этой Аннушкой оказывается Олег Васильевич Орлов, русский перебежчик, явившийся сдаваться в ЦРУ под конец рабочего дня. Солт, скрепя сердце, соглашается на небольшую переработку, чтобы быстренько его допросить и поспешить уже к мужу, псу, пауку и непокорным салфеткам. Ан нет. Первым делом Орлов рассказывает героине и ее коллегам, навострившим уши в соседней комнате, что никакая она не американка Эвелин Солт, а русская женщина по фамилии Ченкова, дочь полюбивших друг друга в Грозненском дворце спорта в 1975 году чемпиона по вольной борьбе и чемпионки по шахматам. Биологические родители были нейтрализованы, а сама сирота прошла спецкурсы КГБ и уже под видом дочки американских дипломатов, также умерших странной смертью, внедрена в США. С тем, чтобы спустя десятилетия выполнить главную миссию -- убить российского президента Матвеева, который как раз со дня на день должен прилететь в Вашингтон на похороны друга, американского вице-президента. Не дожидаясь, пока окаменевшие коллеги за стенкой достаточно прочухаются, чтобы начать действовать, героиня спешно покидает штаб-квартиру ЦРУ. Сделать это, как выясняется, довольно просто -- надо только уметь пользоваться огнетушителем, и не обязательно во время пожара.
Одна собака двух битых президентов стоит
На первых пятнадцати минутах экранного времени Анджелина Джоли, в общем-то, отыгрывает весь предполагаемый в картине артистический драматизм, о котором немало говорилось перед премьерой «Солт», и в дальнейшем о чувствах и мыслях героини нам рассказывают главным образом языком спецэффектов и трюков. И со спецэффектами, и с трюками здесь полный порядок -- имеют место прыжки с моста, а потом с одного мчащегося грузовика на другой, хождение Джоли в рукопашную психическую атаку и импозантное погружение российского президента под землю, случившееся причем вовсе не на его похоронах.
О том, что Анджелина Джоли не только красавица и физкультурница, но и вполне себе актриса, мы знаем хоть бы и по «Подмене» Клинта Иствуда, а умение делать кино захватывающим не только за счет того, что в кадре каждые пять минут что-нибудь хлопает, прыгает и взрывается, постановщик Филипп Нойс продемонстрировал в «Играх патриотов» и «Прямой и скрытой угрозе». Особенности его режиссерского почерка иногда проклевываются, когда сюжет совершает несколько неожиданных кульбитов, однако их конструкция выглядит непозволительно хлипкой и надуманной для автора «Тихого американца». Тем более ведь с самого начала понятно, что человек, спасший собачку, сколько бы ему ни пришлось в дальнейшем кокнуть президентов, плохим быть не может. А актерская планида исполнителя главной мужской роли Лива Шрайбера, в свою очередь, такова, что играть честного порядочного человека, которого актер здесь некоторое время без огонька изображает, ему не суждено в принципе.
Бонд без сертификата
В любом случае на съемках «Солт» Анджелина Джоли и Филипп Нойс как бы решили отложить свои дополнительные таланты в сторонку и вдохновлялись прежде всего бондианой: актриса как-то обмолвилась, что хотела бы сыграть агента 007 в женской модификации. К сожалению, авторы картины отказались от свойственных знаменитому сериалу приятных моментов и, напротив, взяли на вооружение его не лучшие стороны. В отличие от своего сертифицированного экранного предшественника, косящая под Бонда героиня ни разу не отвлекается на разнообразящие быт разведчика лирические отношения. Если уж она снимает трусики, то только для того, чтобы набросить их на камеру скрытого наблюдения, а если что и целует всенародно любимыми губами, то базарного вида литой перстень-печатку с изображением советской символики на толстом негодяйском пальце.
В то же время клюкву на русскую тему в фильме отгружают, как в ранних лентах про Бонда, и в крупнооптовых количествах, от которых глаз отечественного кинозрителя успел за последнее время отвыкнуть. Ну не может, по задумке сценаристов, славянская женщина ходить на работу в ЦРУ без тугой белесой косы через плечо, как не бывает русского дома без хотя бы одной матрешки и православного храма, при котором не воспитывалась бы дюжина-другая малолетних сотрудников госбезопасности.