Испанский гранд для русского балета
Впервые за сто лет художественным руководителем русской балетной труппы станет иностранец. Шефом Михайловского театра Санкт-Петербурга станет мировая знаменитость -- испанский хореограф Начо Дуато. Infox.ru разбирается, как это произошло и к чему может привести.
Ищу работу
Главных героев сенсации двое – испанский хореограф Начо Дуато и петербургский Михайловский театр. Первый к своим пятидесяти трем давно признан международной балетной звездой. Он учился в классах Лондона, Брюсселя и Нью-Йорка, но ни одно из заведений так и не закончил, найдя себя в известнейшем Нидерландском театре танца Иржи Килиана. Достигнув статуса звезды, получил приглашение на пост худрука Национального театра танца Испании, где проработал двадцать лет и сделал богом забытую труппу дорогой и статусной.
Сейчас Национальный театр танца Испании очень успешно гастролирует в Москве, став эффектным финальным аккордом Международного фестиваля имени Чехова. Однако 31 июля контракт худрука Начо Дуато с труппой подходит к концу, и он уже рассказал всему свету, что не намерен продолжать работу в Мадриде, поскольку недоволен оценкой своих трудов чиновниками из министерства культуры Испании. Его запальчивое: «Дам объявление в газету -- «Известный хореограф ищет работу», -- обошло все мировые СМИ.
Раньше всех откликнулись в России. Второй участник сделки – Михайловский театр. За последние три с половиной сезона под руководством нового директора Владимира Кехмана театр проделал в убыстренном ритме тот же путь, что и Национальный театр танца Испании. Новый директор пришел в театр из крупного бизнеса (журналисты до сих пор именуют его «банановым королем») и вскоре призвал под свои знамена самых авторитетных в своем деле людей: Елену Образцову -- в оперу, Михаила Мессерера -- в балет. Образцова, правда, уже любезно попрощалась с театром, а Мессерер неоднократно собирался сделать то же самое. По слухам, с директором Кехманом работать сложно. Однако и Образцова, и Мессерер со своим делом справились блестяще – о профессиональном уровне труппы стали говорить всерьез. В этой ситуации на сцену вышел еще один герой, балетный продюсер Сергей Данилян, известный благодаря «Королям танца» и соло-проекту примы Дианы Вишневой «Красота в движении».
Теперь Данилян взялся устроить карьеру Начо Дуато, и результат налицо. Уже подписан контракт Дуато на январскую премьеру в Большом и пятилетний контракт с правом пролонгации в Михайловском. Предполагается, что продюсер Данилян войдет в художественный совет Михайловского театра для консультаций по репертуарной политике и станет курировать новый Фестиваль современного танца в Михайловском. Даты первого фестиваля уже объявлены – с 14 по 27 марта 2011 года. Данилян будет организовывать правильную среду для работы хореографа. Приданое же Начо Дуато, то есть права на созданные им балеты, пока еще принадлежат испанскому минкульту. Через год срок на эти права истекает, и Михайловский театр сможет купить практически все балеты хореографа.
Новая жизнь
Подводных камней тут несколько. Для участия в играх мирового масштаба понадобятся другие деньги, не те, что были прежде у Михайловского. Все будет отлично, если через год два деловых человека – Владимир Кехман и Сергей Данилян – не перессорятся между собой и найдут способ взаимодействия с вольным и творчески независимым испанским артистом. Со своей стороны Дуато обещает не отлучаться от труппы более чем на пару недель и горит желанием начать в России новую жизнь. При совпадении всех этих «если» Михайловский может стать форпостом новой модели русского балетного театра. Однако здесь есть еще обстоятельства. Во-первых, Начо Дуато привык к европейским правилам построения отношений, что в русском театре скорее диковинка, чем норма. Во-вторых, за последние полтора сезона в театре произошел настоящий репертуарный прорыв, и зачеркивать сделанное просто нерационально.
Один из
Совсем недавно, 25 июля, Михайловский балет под руководством Михаила Мессерера закончил гастроли в Лондоне. И это был первый в истории случай, когда лондонские продюсеры не побоялись сделать конкурентами две русские балетные труппы – Большой танцевал в «Ковент-Гардене», Михайловский -- через дорогу, в «Колизеуме». Рецензии театр собрал очень лестные, оценки самых въедливых критиков колеблются от «очень хорошо» до «блестяще». И, кстати, именно нынешний худрук балета Михаил Мессерер, получив в руки сценический полуфабрикат, сделал классную по мировым меркам труппу. Он же обновил афишу тремя новыми знаковыми спектаклями: легендарным «Лебединым озером» Александра Горского-Асафа Мессерера (именно этот советский балет полвека назад прорвал железный занавес), звонкой «Лауренсией» и современным «Triple bill». Совершенно очевидно, что Михайловский слишком легко расстается с уникальным худруком: Мессерер большую часть жизни прожил на Западе, где стал знаменитым на весь мир педагогом, которого буквально рвут на части «Ковент-Гарден» и Парижская опера. В то же время он наследник знаменитой династии Мессереров-Плисецких, корнями вросшей в русский балет, да, собственно, русский балет и олицетворяющей. Мессерер, что называется, «хорошо упакован» и не нуждается ни в кресле, ни в работе, ни в рекомендациях. Очень похоже, что один из крупных русских театров вот-вот сделает ему предложение, от которого трудно будет отказаться. Но вот судьба Михайловского балета отныне не так определенна. Конкурировать с русскими труппами в русской классике в мире не могут, современный балет – другое дело, тут у наших танцовщиков есть много энтузиазма, но немного умений. А сможет ли труппа танцевать одновременно классику и современный репертуар – большой вопрос, ответ на который обычно отрицателен. Таким образом, если говорить о тренде, Михайловский балет быстро или медленно превратится в одну из трупп профессионального современного танца. Наверняка, модную, наверняка, востребованную, первую в России, но «одну из» в мире.
Есть ощущение, что Начо Дуато несколько очарован российскими масштабами и уж точно заворожен открывшимися перспективами. Его восхищение шеренгой кордебалета, где «пятьдесят отлично выученных балерин и все красавицы», помноженное на полудетское восприятие балета как искусства по большей части «русского», вряд ли способствует адекватной ориентации. Впрочем, поживем – увидим.