Элитарный фестиваль для элитарной публики
Столкновение человека и бога, музыки и драмы -- темы крупнейшего в Европе Зальцбургского фестиваля. Он продлится с 25 июля по 30 августа. Бессменным оркестром-резидентом фестиваля остаются Венские филармоники. Программа юбилейного 90-го фестиваля посвящена мифам, античным и современным.
Музыка превыше драмы
«Там, где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия», -- так сформулировал девиз фестиваля его интендант Юрген Флимм. Начав свое правление с девиза «Темная сторона разума» четыре года назад, Флимм пришел к вечным темам бытия, остро обозначенным именно в античных трагедиях.
Подзаголовок программы также весьма многозначителен: «Гибель мифа от духа музыки». Тем самым немецкий режиссер, привыкший существовать в системе координат драмтеатра и слова, надо полагать, признает примат невербального искусства музыки над драмой. Идеальное искусство «чистой» инструментальной музыки в ценностной пирамиде искусств ставится на вершину, как то было в древние времена, потому что музыка превозмогает коллизии жизни, очищая человека от шелухи бытийного. Аполлоническое начало фестиваля, торжествующее в инструментальных концертах, вероятно, возобладает над стихийным дионисийством оперы.
Элита для элиты
Программа фестиваля, как обычно, слоиста и разнопланова: серии симфонических, камерных, сольных концертов идут параллельно оперной программе и драматическим спектаклям. Зальцбург в этом отношении город уникальный. В фестивальном комплексе, на знаменитой фестивальной улице в ряд выстроились три оперно-концертных зала: Фестшпильхаус, Дом Моцарта (он появился на месте прежнего камерного зала в год юбилея Моцарта) и мистическое сумрачное помещение Фельзенрехтшуле («школы для верховой езды»), высеченное в монолите скалы. В дни фестиваля Зальцбург наводняется туристами. Сюда едут за сильными музыкальными впечатлениями со всей Европы и мира. Отдельную, но важную прослойку фестивальной публики составляют австрийские аристократы и состоятельные американцы, которых приучил к Зальцбургу еще Герберт фон Караян. Словом, в августе в город съезжается элита, люди со «старыми деньгами», crème de la crème европейского общества. И многие из них истинные знатоки музыки. Вот почему для музыкантов так престижно и ответственно выступать в Зальцбурге. Приглашение на фестиваль означает, что ты достиг вершины карьеры.
Кроме трех основных залов, события фестиваля разворачиваются в двух залах «Моцартеума», прекрасном зале Университета и в двух соборах. Днем проходят встречи с композиторами и дирижерами, семинары, научные дискуссии, открытые репетиции. Через день выходит фестивальная газета, сообщающая последние новости, – словом, жизнь в Зальцбурге кипит, а сам город просто звенит музыкой. Звуки ее доносятся из окон – репетиционных помещений не хватает, поэтому музыканты оккупируют классы в школах города и институте «Моцартеум». Уровень дискуссий на актуальные темы современного художественного процесса, как правило, очень высок. Зальцбург по-прежнему задает тон европейскому музыкальному процессу, определяет приоритеты и ведущие тренды -- как оперные, так и исполнительские. И сдавать позиции не намерен.
Междуцарствие
Нынешний 2010 год – последний год интендантства Юргена Флимма. Он, как и многие, не избежал трений с фестивальным комитетом и уходит раньше срока. Впрочем, программа следующего года им отчасти уже сверстана. Флимм уходит не «в пустоту». За ним сохраняется место артистического директора Берлинской государственной оперы Унтер ден Линден, позиция вполне почетная и ответственная. Флимм будет делить ответственность с музыкальным руководителем театра, дирижером Даниэлем Баренбоймом.
На смену Флимму придет Александр Перейра, чрезвычайно активный арт-менеджер среднего поколения, умеющий работать со спонсорами и находить деньги (это его главное положительное качество). И, по слухам, он имеет экстраординарную деловую хватку.
Перейра начинал карьеру как директор венского Концертхауса. Сложная позиция, если учесть, что в Вене главным залом считается Музикферайн. Именно там проходят концерты Венских филармоников и самые престижные выступления гастролеров.
Однако Перейра сумел найти для Концертхауса свою нишу и свой сегмент аудитории в пестрой музыкальной жизни Вены. Затем он был приглашен возглавить Цюрихскую оперу и за короткий срок превратил ее в один из лучших оперных домов Европы, а заодно приподнял и цюрихский музыкальный фестиваль.
Пока же за драматическую часть программы Зальцбургского фестиваля отвечает Томас Оберендер, за концертную – Маркус Хинтерхойзер, пианист и большой любитель современной музыки. Именно Хинтерхойзер обновил ближний круг музыкантов Зальцбурга, включив в него Инго Метмахера – чрезвычайно талантливого дирижера, знатока современной музыки, а также Валерия Афанасьева, пианиста, давно живущего во Франции. Еще один ценный вклад Хинтерхойзера – он смело начал приучать консервативную зальцбургскую публику к современной музыке: на фестиваль приезжают лучшие ансамбли, такие как «Клангфорум Вин» или «Ансамбль Модерн». Для новой музыки Хинтерхойзер придумал серии концертов «Континент». 2007 год проходил под знаком «Континента Шелси», 2008-й – «Континента Шаррино». В нынешнем, 2010 году, в фокусе внимания окажется музыка известного и чрезвычайно плодовитого немецкого мастера Вольфганга Рима. По заказу фестиваля он написал очередную свою оперу «Дионис», основанную на «Дионисийских дифирамбах» Фридриха Ницше.
В пространстве оперного мифа
Всего на фестивале пройдут сериями шесть оперных спектаклей и одно концертное исполнение «Нормы» Беллини. Четыре – премьеры нынешнего года: уже упомянутый «Дионис» (мировая премьера), «Орфей и Эвридика» Глюка в постановке Дитера Дорна, «Лулу» Берга в постановке Веры Немировой (пример современного мифа о Лилит) и «Электра» Рихарда Штрауса в постановке Николауса Ленхоффа. Причем в «Электре» заявлен абсолютно «звездный» состав: Клитемнестру споет Вальтрауд Майер, Электру – датская певица Ирене Теорин, Ореста – Рене Папе, Хризотемис – Эва-Мария Вестбрук.
Подобные составы – норма для Зальцбурга. Скажем, в «Ромео и Джульетте», спектакле 2008 года, в этом году будет петь Анна Нетребко, а ее партнером станет один из лучших теноров наших дней Петр Бечала. В «Лулу» титульную партию споет невероятно артистичная француженка Патрисия Петибон.
Оркестр и дирижеры
Костяк концертной симфонической программы составят выступления Венских филармоников с разными дирижерами. По обычаю, концерты проходят каждый уикенд месяца и повторяются дважды, а то и трижды. В этом году «венцы» выступят с Даниэлем Баренбоймом, Риккардо Шайи, Риккардо Мути (он является приоритетным дирижером фестиваля, явно претендуя занять пустующее место Караяна), Кристофом Эшенбахом и Бернардом Хайтинком. Кроме того, оркестр занят в ряде оперных постановок: в «Электре», «Дон Жуане», «Орфее и Эвридике», «Лулу». Если учесть, что музыкантам каждую неделю надо еще готовить новую симфоническую программу, нагрузка получается экстремальная.
Солисты и ансамбли
Камерные концерты столь разнообразны, что перечислять их нет никакой возможности. Они составлены в серии «лидерабендов», «клавирабендов» и утренних концертов Mozart Matinee. Отдельную серию составят выступления оркестра Camerata Salzburg в зале «Моцартеума». Дирижировать будет знаменитый «старинщик» Филипп Херрвег.
Еще одна важнейшая серия концертов, придуманная Хинтерхойзером, – «Сцены». В этом году это Bhrams-Szenen. В прошлые годы героями «Сцен» оказывались попеременно Шуберт, Шуман и Лист. В этой серии трижды выступит Валерий Афанасьев -- соло, вместе с Гидоном Кремером и, что особенно примечательно, сыграет вместе с Хинтерхойзером на двух роялях с хором и солистами «Немецкий реквием» Брамса, авторскую версию для камерного состава.
Русских музыкантов на фестивале немного. Но те, что приглашены, лучшие из лучших. Как обычно, свои «клавирабенды» сыграют пианисты Григорий Соколов и Евгений Кисин. Сборным «Оркестром для мира» продирижирует Валерий Гергиев. В конце августа с амстердамским Концертгебауоркестром выступит его шеф Марис Янсонс.
К слову, приглашенных оркестров в этом году немного: кроме упомянутых «Оркестра для мира» и Концертгебау, еще Юношеский оркестр Густава Малера под управлением Герберта Бломстеда и оркестр радио Вены ORF. Берлинские филармоники гостями в Зальцбурге не считаются. Их концерт традиционно завершит симфоническую программу фестиваля 29 августа. За дирижерским пультом, конечно же, Саймон Рэттл.