Владимир Моисеенко: сценарий «Возвращения» мы писали в никуда
Чем работа соавторов похожа на джем-сейшн джазовых композиторов, и почему драматург не может не любить своих героев. Кинофестиваль «2morrowЗавтра» и Infox.ru представляют проект «Киношкола».
Владимир Моисеенко: «Как это начиналось? Мы задумали в соавторстве с Александром Новотоцким сценарий (по которому потом Андреем Звягинцевым был снят фильм «Возвращение»). Идея родилась из каких-то наших похожих воспоминаний детства и показалась нам достаточно актуальной, до некоторой степени мистической и даже религиозной: мы рассматривали отношения детей и отца в каком-то сакральном смысле. И, общаясь на эту тему, поняли, что можем эту притчевую историю передать через абсолютно реальные события, которые происходили в детстве с Александром и со мной. И от этого произошло некое зажигание. Потому что притча как таковая по сути своей не драматургична и не кинематографична -- если она не опирается на какие-то реалии, вряд ли она будет эмоционально воспринята зрителем. Но у нас-то как раз появились такие реалии… Мы писали этот сценарий в никуда. Фактически – для самих себя. Сначала он назывался «Ты», потом стал «Возвращением».
Способность интересно рассказывать историю не зависит от каких-то приемов. Вот мы рассказываем анекдот – мы с самого начала интонационно расставляем какие-то точки, подводя к неожиданному финалу. Ловко и хорошо рассказать финал анекдота всегда очень сложно. В связи с этим я хочу привести пример. Его описывает Билли Уайлдер, который приехал из Германии в Голливуд. В Германии он был уже достаточно известным сценаристом, режиссером он еще не был. И он приехал в Голливуд со смутной идеей снять фильм о Дягилевском балете. Ходил, добивался каких-то встреч. И совершенно неожиданно его пригласил к себе на прием Сэмюэл Голдвин. Он пришел в огромный кабинет на студии MGM. Сидит сам Голдвин, огромный человек, бывший одесский биндюжник. Тот говорит: «У вас 10 минут, расскажите мне историю, которую вы хотели бы снять». Уайлдер отвечает: «Я хотел бы снять историю о Вацлаве Нижинском».
-- Кто такой Нижинский?
-- Ну, это такой русский танцовщик.
-- Вы хотите снять на моей студии историю о балете?!
Уайлдер понял, что ему необходимо как-то продолжить рассказ и чем-то заинтересовать. Он сказал:
-- Ну, не совсем. Дело в том, что Нижинский был любовником Дягилева (а дело происходит в 30-е годы в Америке!).
– Вы хотите рассказать мне историю о двух гомосексуалистах?!
-- Ну, не совсем так, потому что Дягилев бросил Нижинского, и Нижинский сошел с ума.
– Вы хотите рассказать историю о гомосексуалисте, который сошел с ума?
– Ну, не совсем так, потому что он сошел с ума и вообразил себя лошадью…
-- Что за бред: вы хотите рассказать мне о гомосексуалисте, который вообразил себя лошадью?..
И тут Уайлдер понял, что через пару секунд в него полетит пепельница. Тогда он произнес такую фразу: «Ну да, он сошел с ума, вообразил себя лошадью и выиграл Кентуккийское дерби». Тут Голдвин сказал: «Стоп! Это уже интересно».
Естественно, эта история -- мистификация, но Уайлдер рассказывал ее достаточно часто.
Продолжение следует