Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:14
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Владимир Моисеенко: сценарий «Возвращения» мы писали в никуда

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Чем работа соавторов похожа на джем-сейшн джазовых композиторов, и почему драматург не может не любить своих героев. Кинофестиваль «2morrowЗавтра» и Infox.ru представляют проект «Киношкола».

Владимир Моисеенко: «Как это начиналось? Мы задумали в соавторстве с Александром Новотоцким сценарий (по которому потом Андреем Звягинцевым был снят фильм «Возвращение»). Идея родилась из каких-то наших похожих воспоминаний детства и показалась нам достаточно актуальной, до некоторой степени мистической и даже религиозной: мы рассматривали отношения детей и отца в каком-то сакральном смысле. И, общаясь на эту тему, поняли, что можем эту притчевую историю передать через абсолютно реальные события, которые происходили в детстве с Александром и со мной. И от этого произошло некое зажигание. Потому что притча как таковая по сути своей не драматургична и не кинематографична -- если она не опирается на какие-то реалии, вряд ли она будет эмоционально воспринята зрителем. Но у нас-то как раз появились такие реалии… Мы писали этот сценарий в никуда. Фактически – для самих себя. Сначала он назывался «Ты», потом стал «Возвращением».

Владимир МоисеенкоСценарист. Родился в 1963 году в Магнитогорске. В 1996 году закончил сценарный факультет ВГИКа. Написал сценарий к первому российскому сериалу «Кафе «Клубничка». Затем вместе с Александром Новотоцким написал сценарий «Старые клячи», по которым в 1999 году снял свой фильм Эльдар Рязанов.
Обычно, работая с Александром, мы обговариваем некий эпизод и пишем: сначала один, потом подключается второй. То есть происходит что-то похожее на джем-сейшн джазовых музыкантов. Идет взаимная импровизация и взаимное движение, как у лыжника: сначала одна нога выходит вперед, потом другая. Пока идет движение вперед, мы пишем, потом можем разойтись, встретиться вновь, обговорить следующий эпизод и двигаться дальше.

Способность интересно рассказывать историю не зависит от каких-то приемов. Вот мы рассказываем анекдот – мы с самого начала интонационно расставляем какие-то точки, подводя к неожиданному финалу. Ловко и хорошо рассказать финал анекдота всегда очень сложно. В связи с этим я хочу привести пример. Его описывает Билли Уайлдер, который приехал из Германии в Голливуд. В Германии он был уже достаточно известным сценаристом, режиссером он еще не был. И он приехал в Голливуд со смутной идеей снять фильм о Дягилевском балете. Ходил, добивался каких-то встреч. И совершенно неожиданно его пригласил к себе на прием Сэмюэл Голдвин. Он пришел в огромный кабинет на студии MGM. Сидит сам Голдвин, огромный человек, бывший одесский биндюжник. Тот говорит: «У вас 10 минут, расскажите мне историю, которую вы хотели бы снять». Уайлдер отвечает: «Я хотел бы снять историю о Вацлаве Нижинском».

-- Кто такой Нижинский?

-- Ну, это такой русский танцовщик.

-- Вы хотите снять на моей студии историю о балете?!

Уайлдер понял, что ему необходимо как-то продолжить рассказ и чем-то заинтересовать. Он сказал:

-- Ну, не совсем. Дело в том, что Нижинский был любовником Дягилева (а дело происходит в 30-е годы в Америке!).

– Вы хотите рассказать мне историю о двух гомосексуалистах?!

-- Ну, не совсем так, потому что Дягилев бросил Нижинского, и Нижинский сошел с ума.

– Вы хотите рассказать историю о гомосексуалисте, который сошел с ума?

– Ну, не совсем так, потому что он сошел с ума и вообразил себя лошадью…

-- Что за бред: вы хотите рассказать мне о гомосексуалисте, который вообразил себя лошадью?..

И тут Уайлдер понял, что через пару секунд в него полетит пепельница. Тогда он произнес такую фразу: «Ну да, он сошел с ума, вообразил себя лошадью и выиграл Кентуккийское дерби». Тут Голдвин сказал: «Стоп! Это уже интересно».

Естественно, эта история -- мистификация, но Уайлдер рассказывал ее достаточно часто.

Моисеенко рекомендует:1. Орсон Уэллс «Гражданин Кейн» 2. Квентин Тарантино «Бешеные псы» 3. Андрей Тарковский «Андрей Рублев» 4. Билли Уайлдер «Некоторые любят погорячее» 5. Пьесы Гарольда Пинтера 6. Андрей Тарковский «Зеркало» 7. Ален Рене «Прошлым летом в Мариенбаде» 8. Мартин Скорсезе «Казино» 9. Никита Михалков «Неоконченная пьеса для механического пианино»
…Ни в коем случае не надо стараться поразить кого-то каким-то особым видением или особым знанием какой-то среды. Быть искренним, верить в себя и свою профессию. Ведь желание поражать чье-то воображение идет от неуверенности. Гораздо проще взять и сочинить историю из жизни пауков, которые копаются в банке, друг друга убивают – там все грязно, страшно, невыносимо. И достаточно легко этим поразить зрителя. Но если это лишено внутренней необходимости, если отсутствует любовь к этим персонажам (а она не может присутствовать, если вы не доверяете себе и избранной вами профессии!), зритель скоро начнет скучать. В любом сюжете надо искать место для веры, надежды, любви. Касается ли это жизни за плинтусом, или жизни на Рублевке, или гибели японского туриста – в любой теме надо искать место для трех этих священных понятий. Иначе творчество теряет смысл, выхолащивается, становится пустым и не несет ничего, кроме какой-то страшной и убогой картинки. А зритель, на мой взгляд, должен получать эмоции. Или если вы снимаете напряженное, жесткое кино – эмоциональную разрядку в конце. Это придумано не мной. Это придумано еще в древние времена создателями греческих трагедий. Взять трагедии Эсхила – ну где там позитивный финал?! Но набор несчастий, происходящих с героями, – при безусловной любви автора и, соответственно, зрителя, к герою – приводит к состраданию. Это сострадание порождает эмоциональную разрядку, которую древние греки назвали катарсисом».

Продолжение следует

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама