Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Марис Янсонс принес в Мюнхен венское настроение

Концерты «Классика на Одеон плац» маркируют середину лета в Мюнхене. В этом году мини-фестиваль – два концерта в уикенд июля, на которых выступают ведущие оркестры города, Мюнхенской филармонии и Баварского радио – отмечает свое десятилетие.

Третий выход на Одеон-плац

Кто только ни выступал с баварскими оркестрами на Одеон-плац. Традицию начал в 2000 году Лорин Маазель, тогдашний руководитель BRO (оркестра Баварского радио) и Джеймс Ливайн, в те годы – шеф мюнхенских филармоников. За десять лет на площади в тени Аркады полководцев (точной копии Loggia dei Lanza, что стоит во Флоренции напротив «Давида» Микеланджело) дирижировали Семен Бычков и Мстислав Ростропович, Леонард Слаткин и Эса-Пекка Салонен, Кристоф Эшенбах, Анджей Борейко и Андрис Нелсонс (ныне руководитель симфонического оркестра Бирмингема). Последние два – выпускники Петербургской консерватории, причем Нелсонс официально, с разрешения Мариса Янсонса, именует себя его учеником.

Сам Янсонс, сменивший Маазеля на посту руководителя оркестра Баварского радио, выступал на Одеон-плац трижды: в 2004, 2007 и сейчас, в 2010 году. Однако в прошлый раз программа концерта оказалась скомканной из-за разразившегося дождя. Второе отделение, где была запланирована Седьмая симфония Бетховена, так и не сыграли. Разгонять облака в Мюнхене не принято.

Нынешний фестиваль состоялся ровно наполовину: из-за сильнейшей грозы, пришедшей на смену ужасной жаре, в субботу был отменен концерт мюнхенских филармоников. Янсонсу и «баварцам» повезло больше. В воскресенье дождь прекратился. Но все равно вечером на Одеон-плац было довольно промозгло. Так что шикарной мюнхенской публике пришлось кутаться в теплые шали и меховые палантины.

Венская прививка

Обычно программу open-air концертов составляют из популярной классики, но выбирают опусы крупной формы: симфонии, сюиты, инструментальные концерты. На сей раз Янсонс решил «сменить пластинку» и предложить мюнхенцам вместо обычного серьезного меню легкомысленный венский десерт. Он придумал композицию, посвященную музыке Вены времен ее расцвета: вальсы и польки Иоганна Штрауса-младшего, увертюры и марши Зуппе, скрипичные миниатюры Крейслера и Годовского, фрагменты из оперетт Легара и Штрауса. Называлась программа «На 3\4» – именно в этом трехдольном размере, как известно, пишутся вальсы.

Милые пустячки, казалось бы. А поди, сыграй их так, как играют в Вене: легко, непринужденно, с элегантностью музыкальных денди. Для мюнхенских музыкантов это оказалось задачкой не из легких. Мюнхен, хоть и связан с Веной (но больше все-таки с Зальцбургом) культурно и исторически, все же город с другой судьбой и атмосферой. Немцам, даже южным, с их привычкой к серьезной угрюмости и соблюдению правил не так-то просто отрешиться от этого и отдаться беспечному кружению венских вальсов, поплыть по течению лукавых опереточных мелодий.

Янсонсу, вознамерившемуся сделать из «баварцев» образцово-показательный оркестр, равно свободно ориентирующийся в любом стиле, было особенно важно сделать «венскую прививку»: не все же им Брукнера да Брамса с Бетховеном играть.

Кстати, в начале июля тот же Янсонс провел с «баварцами» концерт, где сам впервые освоил новый опыт исполнения музыки Эдгара Вареза – одного из отцов-основателей электронной музыки. Так что репертуар BRO успешно расширяется как в сторону развлекательной музыки, так и в сторону музыки современной.

Поднялись на четвертое место

Художественная политика, которую активно проводит Марис Янсонс с вверенным ему оркестром, почти моментально стала приносить плоды. Он быстро вывел коллектив на большую международную авансцену, совершив с «баварцами» обширное турне по всем крупным европейским фестивалям еще в 2007 году, что прежде было несвойственно оркестру-«домоседу». Оглушительный успех, сопровождавший выступления BRO, привел к тому, что в опубликованном осенью 2008 года рейтинге 20 лучших оркестров мира от журнала Gramophone «баварцы» оказались на шестом месте. Если же добавить, что второй оркестр Янсонса, королевский «Концертгебау» в Амстердаме впервые в своей истории поднялся с третьего места на первое, опередив берлинских и венских филармоников, то, как говорится, «комментарии излишни».

После осенних гастролей BRO по Азии, Японии Индокитаю японский влиятельный музыкальный журнал опубликовал новый рейтинг 30 лучших оркестров мира. В нем «баварцев» повысили, переведя их с шестого на четвертое место. Правда, оставили прежним традиционный расклад трех топ-оркестров: на первом месте – берлинцы, на втором – венцы, и на третьем – амстердамский «Концертгебау». Впрочем, японский рейтинг считается не столь авторитетным, как рейтинг Gramophone.

Веселая вдова и легкая кавалерия

Обычно на Одеон-плац с мюнхенскими оркестрами выступают солисты экстра-класса. В этом году Янсонс пригласил мегазвезд: американского баритона Томаса Хэмпсона, австрийское меццо Ангелику Киршлагер и австрийского скрипача русского происхождения виртуоза Юлиана Рахлина. Все трое отлично владеют специфическим «венским стилем» и не чужды артистического волюнтаризма, позволяющего чувствовать себя вольготно на территории типично венской оперетты.

Томас Хэмпсон, великолепный оперный певец, исключительно глубокий и тонкий интерпретатор Малера, замечательный исполнитель немецких Lieder (достаточно сказать, что его педагогом была сама Элизабет Шварцкопф) долгие годы прожил в Вене. Этим летом он поет на Мюнхенском оперном фестивале в спектакле «Дон Карлос» партию Родриго, что не помешало ему переключиться на волну оперетты. «Mia bella fiorentina» – сладко выводил он дуэт с Киршлагер, исполняя сцену из оперетты Зуппе «Боккаччо»; кружил в плавном вальсовом ритме знаменитого дуэта из легаровской «Веселой вдовы». Голос Ангелики Киршлагер показался, впрочем, несколько скрипучим и не слишком глубоким для публичного концерта на четыре тысячи слушателей. По качеству вокала она, конечно, не дотягивала до уровня Хэмпсона. Но благодаря мастерской «подзвучке» концерта и прекрасно выстроенной «картинке» на большом экране певица выглядела достойно. Концерт транслировался Баварским телевидением на всю Германию и попутно давал сигнал на Россию для питерского регионального канала «СТО».

Скрипка в руках Юлиана Рахлина сопровождала пение, в нужных моментах заливалась феерическими трелями и с удовольствием выдавала сногсшибательные каскады пассажей. Как солист Рахлин с большим чувством, очень сладко сыграл знаменитые миниатюры Крейслера: сентиментальные «Муки любви» и бодрые «Радости любви», напоследок взорвавшись зажигательным чардашем.

Все это было хорошо, приятно, легко и необременительно. Правда, первое отделение показалось слегка монотонным: темпы в опусах были однотипно умеренными, за исключением первого, эффектной увертюры из оперетты Зуппе «Легкая кавалерия», бряцавшей цоканьем конницы и поражавшей воображение раскатами большого барабана. Далее пошла круговерть вальсов: «Старая Вена» Годовского, песенка «Темно-красные розы» Карла Миллекера и даже «Венцы» Цилера. Удивительно, как эту музыкальную апологию Вене три часа терпели и не взбунтовались мюнхенцы – большие патриоты своего города.

Но Янсонс любит Вену. И Вена любит его. Он частый гость зала MusikVerein и почетный член общества MusikVerein. Его имя красуется на доске рядом с именами Шуберта, Моцарта, Брамса, Мравинского и Пендерецкого. Янсонс регулярно выступает в лучшем зале Вены и со своими оркестрами, и с оркестром Венской филармонии. Правда, Мюнхен и свой мюнхенский оркестр он любит ничуть не менее беззаветно. А если бы было иначе – разве мог бы он вывести баварский оркестр на четвертое место в рейтинге.

Полная версия