Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Ди Каприо спит — служба идет

В прокат выходит «Начало» -- особенно долгожданный после триумфа «Темного рыцаря» триллер Кристофера Нолана, где большая часть действия происходит во сне, а Леонардо Ди Каприо не потребовалось особенно перевоплощаться после «Острова проклятых».

Работа главного героя Кобба состоит в том, что он, в сущности, большую часть времени крепко спит. Трудовые будни сторожа, дежурящего за копейки сутки через трое на каком-нибудь забытом богом строительном объекте, заключаются на первый взгляд в том же. Однако у них с Коббом есть принципиальная разница не только в окладе, но и в функциях сна. Сторож, даже вздремнув, охраняет чужую собственность, тогда как Кобб ее похищает. Подобравшись к клиенту и усыпив его снотворным, герой подключает к человеку специальную аппаратуру, затем с штатом помощников прикладывается рядышком и, кемаря, вытаскивает у того из головы всю запрятанную в закоулках мозга необходимую информацию.

Очередное задание оказывается проблематичным. Во-первых, мысли надо не вытащить, а, наоборот, засунуть, по заказу конкурентов внушив наследнику энергетической компании не самые продуктивные идеи по поводу дальнейшего развития его бизнеса. Во-вторых, целостность умов обеспеченных людей в мире околонаучной фантастики тоже, что логично было бы предположить, охраняют не дураки, и на случай попытки взлома имеется не только сигнализация, но даже и секьюрити с осязаемыми пушками. И, наконец, нормальной работе Кобба мешает семья, которая как бы и есть, а как бы и нет.

Вынос мозга в частном порядке

Народные ожидания, что в «Начале» Кристофера Нолана мы получим, ни много ни мало, новую «Матрицу» (ни авторы картины, ни прокатчики эти ожидания опровергнуть не стремились), скорее не оправдались. Громкий дебют братьев Вачовски действительно относился к тем картинам, после просмотра которых люди с достаточно гостеприимным восприятием выходят из зала уже не теми, что вошли. «Начало» тоже транслирует тезис, что этот мир, ощутимый, привычный и естественный, как вода из-под крана, придуман не нами. Однако в «Матрице», пленяющей конспирологическим замесом, синтетическая реальность прошивается крестиком в подсознании всего человечества. А в «Начале» мозг отдельно взятым людям выносят в частном порядке с намерением покопаться не в мироздании, а в бухгалтерской отчетности, и поэтому его более уместно сравнить, например, с «Вечным сиянием чистого разума» или «Быть Джоном Малковичем».

Только здесь нет свойственной проектам сценариста Чарли Кауффмана высоколобости. Те, кто жалуется, что новый Нолан, дескать, чересчур сложен для восприятия, наводит на режиссера напраслину. То есть это не то чтобы одноклеточный боевик «В осаде», и персонажи имеют, конечно, привычку видеть сон во сне. Но в сновидениях этих не больше метафизики, чем в обычном, пусть и ловко снятом блокбастере: в них не сакура какая-нибудь цветет, но мчится по улицам Лос-Анджелеса железнодорожный локомотив. Да и разобраться, где один слой подсознания, а где другой, не сложнее, чем в «Иронии судьбы» Жене Лукашину сориентировать себя в планировке квартиры Нади.

Не говори мне о любви

Объяснение столь же навороченной, сколь и простенькой (не такое уж редкое сочетание) концепции фильма исполнителю главной роли Леонардо Ди Каприо, думается, заняло немного времени: «Жена твоего героя мертва, однако только зазеваешься, и вот она уже рядом. В какой-то момент ты ее убиваешь. Ну и так, вообще помаленечку сходишь с ума». То есть все приблизительно как в недавнем «Острове проклятых», и интересно, как скоро Лео начнет отказываться от ролей психических агентов — хватило же артисту в свое время ума не заплывать слишком далеко на романтической корме «Титаника», дрейфующей в творческое никуда.

В меру сил заботясь о понятности сюжета, Кристофер Нолан не забывает и о морально-семейных ценностях, которым полагается торжествовать в финале. В этом благом намерении постановщик заходит довольно далеко, на малоизведанную для себя территорию. Начавшись за здравие, то есть играми подсознания на службе экономического шпионажа, картина оборачивается историей любви, которая у Нолана обычно на заднем плане и практически всегда кончается за упокой. Как и в дебютном «Помни», в свежем «Начале» мертвая подруга подкидывает куда больше проблем, чем живая. За что и как ее любить, чтобы не выглядело фальшиво, не очень понятно ни режиссеру, ни зрителю. Для вдохновенного пережевывания чувств математический склад нолановского ума совершенно точно не создан, и лучше бы он, не мучая себя, оставил эту жанровую территорию на откуп Эдриану Лейну и создательнице «Питера FM» Оксане Бычковой.

Полная версия