Жертвы авторитарных режимов поют о любви к свободе и красивой жизни
Беглец из Уганды исполнит саундтрек к своей несуществующей кинобиографии. Англичанка из Берлина возвестит о надвигающейся катастрофе. Ветеран советской эстрады вновь порадует живым исполнением сетевого хита, а кубинские ветераны сыграют дореволюционную музыку с национальным колоритом.
Джеффри Ориема (Уганда-Франция), Пелагея
Биография Джеффри Ориемы – готовый сценарий для полного драмы и надежды байопика. Эта лента ничуть не уступила бы по накалу страстей оскароносному «Последнему королю Шотландии», повествующему о своенравном и жестоком диктаторе Уганды Иди Амине. Тем более их сюжетные линии во многом пересекаются.
Всемирно известный исполнитель рос в семье музыкантов, поэтов и сказителей. Мать возглавляла театральную труппу The Heartbeat of Africa, отец руководил министерством природных ресурсов. Именно он научил Джеффри играть на нанга, национальном семиструнном инструменте, а к одиннадцати юное дарование уже играло на гитаре, флейте, ксилофоне, перкуссии. Тогда же Ориема начал сочинять собственные песни. Трагический поворот в жизни героя наступил после 1977 года, когда отец Джеффри поддержал на выборах оппозиционного кандидата и впал в немилость самодура Амина. А вскоре погиб в очень подозрительной автокатастрофе. На тот момент 24-летний студент актерского факультета Джеффри оказался под домашним арестом в ожидании свое незавидной участи. Каким-то чудом – музыкант утверждает, что помогла африканская магия – Джеффри удалось сбежать из охраняемого дома и, миновав сотни пограничников, пересечь границу с Кенией в багажнике автомобиля. Сейчас Ориема живет во Франции. Артист справедливо открещивается от статуса этномузыканта. Хотя влияние Африки здесь очевидно (не только в мелодиях, ритмах и темах, но и языках – помимо английского и французского, песни звучат на суахили и ачоли). Но его лиричные баллады под гитару, в которых не только боль многострадального континента, но и личная драма, более уместно сравнить с творчеством Леонарда Коэна или Сержа Генсбура.
Arena Moscow, пятница, 16 июля, 21.00
Planningtorock (Германия)
Основательница и единственная участница Planningtorock Джэстин Рострон не только планирует хорошенько зажечь, как подсказывает название ее проекта, но успешно этим занимается с 2002 года. В начале 1990-х юная британка перебралась из ничем не примечательного Болтона в бурлящий и меняющийся на глазах Берлин. И пусть вновь объединенной германской столице в этот момент было далеко до самой себя образца 1920-х годов с ее бумом кабаре, театров и в целом творческой активности, Рострон прониклась этой витающей в воздухе традицией. Planningtorock – это классика, рок, космическая электроника, хип-хоп, опера, видеоарт, костюмированное шоу в одном флаконе. Рострон хватает вкуса и таланта для приготовления из на первый взгляд несовместимых ингредиентов не просто съедобного, но тающего во рту утонченного блюда. Единомышленница и зачастую соседка по сцене LCD Soundsystems, The Knife, Peaches и Hot Chip разделяет их любовь к умной электронике, но доводит действо до абсурда, абсолюта, феерии. Представьте симфонический оркестр из электронных скрипок (сама Рострон отлично владеет инструментом с восьми лет) и ксилофона, играющих при психоделическом неоновом свете, в сочетании с техно-ритмом и мрачными сказочными выкриками и напевами фальцетом. Если бы берлинцам 1920-х были доступны современные технологии, они сочиняли бы нечто подобное – возвышенную музыку с интонациями приближающейся катастрофы.
Институт «Стрелка», пятница, 16 июля, 22.30
Эдуард Хиль
Фраза «по многочисленным заявкам почитателей таланта Эдуарда Хиля» отдает временами далекой молодости самого героя. Но именно так родилась идея проведения концерта. Примерно полгода назад запись вокализа Хиля «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» стала набирать в англоязычном сегменте интернета небывалую за почти 35 лет существования произведения популярность. Исполнителя с труднопроизносимой фамилией для простоты окрестили на Западе «Мистер Трололо» -- в вокализе отчетливо слышится напев с этими звуками. Хиль не только не обиделся, но с юмором и симпатией отнесся к внезапно возникшей вокруг его имени шумихе поистине международного масштаба. Дошло до того, что пародию на видео записал обладатель «Оскара» и герой «Бесславных ублюдков» Кристоф Вальц. И это пришлось добродушному Хилю по душе. Пока интернет-сообщество собирало подписи за международное турне музыканта, московские промоутеры устроили его первое за много лет выступление в столичном клубе. Зал был переполнен. Причем средний возраст посетителей был в три раза меньше возраста исполнителя. Так вот, по многочисленным заявкам почитателей таланта Эдуарда Хиля теперь состоится второе за несколько месяцев выступление – для жаждущих повторения ностальгического апрельского вечера и не попавших в небольшой зал «16 Тонн». На сей раз артиста предусмотрительно везут в более вместительный «Б2». Российским меломанам остается лишь низко поклониться своим западным единомышленниками: для того чтобы познакомиться или вновь влюбиться в творчество талантливого соотечественника, понадобилась активность людей за тысячи километров от России.
«Б2», пятница, 16 июля, 23.00
«Viva Cuba»: Buena Vista Social Club, Cubanismo (Куба)
При продолжающейся блокаде со стороны могущественного американского соседа и, как следствие, тяжелом экономическом положении жизнерадостных музыкантов Buena Vista Social Club можно без всякой образности назвать одной из главных строк кубинского экспорта. Наряду с сигарами, ромом и Че Геварой ансамбль пенсионеров из Гаваны является самым узнаваемым брендом с Острова свободы. Музыкальная карьера большинства членов коллектива, казалось бы, навсегда закончилась с приходом Кастро к власти. По логике новых руководителей государства, традиции красивого отдыха с музыкой должны были смениться будничным революционным строительством. Но в середине 1990-х, когда революционная хватка явно ослабла, маститый американский гитарист и эклектик Рай Купер вновь собрал некоторых музыкантов элитного членского клуба Buena Vista Social Club спустя почти полвека после его закрытия. Это совпало с ростом интереса к кубинской культуре в мире, и неожиданно даже для его участников скромное начинание превратилось в международный феномен. Одноименный альбом стал самым продаваемым в долгой карьере Купера, а знаменитый немецкий режиссер Вим Вендерс вызвался снять об уникальном ансамбле документальный фильм (номинированный в итоге на «Оскара»). Увы, большинство музыкантов BVSC уходят из группы прямиком в мир иной. С момента возрождения коллектива его покинуло семь человек, в том числе контрабасист Орландо Лопез, еще прошлым летом радовавший своей игрой московских зрителей. К счастью, опытных, талантливых, соскучившихся по национальному колориту и творческой свободе музыкантов на Кубе хватит еще надолго. Если верить синоптикам, дух Гаваны середины XX века будет звучать в эти выходные при истинно кубинской погоде, добавляя еще больше аутентичности.
«Зеленый театр», суббота, 17 июля, 18.00