Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Передовой театр копается в сознании современного человека

Защита от будущего, пляшущие вороны и недремлющее око -- с 7 по 27 июля в Авиньоне проходит самый знаменитый театральный фестиваль мира. Основа программы -- спектакли, сделанные на стыке жанров.

Как провинция стала центром

Фестиваль, который сделал старинный город Прованса, служивший в средние века резиденцией папы, местом паломничества театральных туристов, был основан Жаном Виларом в 1946 году. Поначалу это были всего лишь летние гастроли его парижского Национального народного театра. Вскоре фестиваль превратился в самый престижный театральный смотр, поучаствовать в котором мечтают и традиционалисты, и новаторы всех мастей.

Афиша обычно составляется так, что и тем и другим хватает места. По заведенной семь лет назад традиции ее формирует дуэт директоров Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе при участии так называемого artiste associe -- что-то вроде приглашенного художественного руководителя. Им каждый год оказывается кто-то из европейских «первачей»: немец Томас Остермайер, бельгиец Ян Фабр, обретший французское гражданство венгр Жозеф Надж и другие весьма радикально настроенные режиссеры (примечательно, что в качестве artiste associe еще ни разу не приезжали русские).

В этом году «приглашенным худруком» стал немец Кристоф Марталер, работающий на стыке оперы и драмы, чьи спектакли в последнее время представляют собой блестящие пародии на современное европейское общество. Подобный спектакль-скетч, ироничный и печальный, Марталер покажет и на нынешнем фестивале. Он называется «Защита от будущего». А откроется фестиваль другой постановкой Марталера, сделанной в соавторстве с художницей Анной Фиброк. Спектакль называется «Papperlapapp» -- это премьера, и подробностей про нее пока нет.

Лет пять назад во время фестиваля, афишу которого составил Ян Фабр, в Авиньоне разгорелся скандал. Публика была недовольна слишком радикальной программой. Вмешаться в ситуацию пришлось самому министру культуры. Теперь дирекция фестиваля решила подстраховаться. «Приглашенных худруков» стало двое -- иностранца Марталера уравновешивает французский писатель Оливье Кадио. В программе -- два спектакля по его романам. А также спектакль, представляющий новый перевод шекспировского «Ричарда II», главную роль в котором сыграет французская звезда Дени Подалидес.

Среди тех, кого знает русский зритель, -- хореограф Жозеф Надж, только что показавший Москве свое «Шерри-бренди». Авиньонские зрители увидят его спектакль «Вороны», в котором сам Надж и его партнер Акош С. повторяют движения птиц. Сперва они танцуют, а потом пытаются воронов рисовать, создавая картину прямо на глазах у зрителей. Бельгийский хореограф Алан Платель покажет спектакль «Вне контекста». Он может показаться бессвязной цепочкой этюдов, в которой человеческие тела сплетаются в причудливые узоры-иероглифы, но к финалу они сложатся в притчу о том, что любая свобода -- синоним одиночества.

В зрачке

Если же синтетическим спектаклям вы предпочитаете драматический театр и классический сюжет, такие представления в Авиньоне тоже будут. Например, «Процесс» по роману Франца Кафки, поставленный Андреасом Кригенбургом в мюнхенском театре «Каммершпиле». Пару лет назад Москва увидела «Три сестры» Кригенбурга, в которых персонажи чеховской пьесы прятали свои подлинные чувства, надевая огромные картонные головы и превращаясь в кукол, а в трагическом финале распевали битловскую «Желтую подводную лодку». Так что и от «Процесса» стоит ждать всяких чудес. Видевшие его рассказывают о необычной декорации: всю сцену занимает огромный глаз (недремлющее око, которое решает предать суду и казнить ни в чем не виновного Йозефа К.), в зрачке которого и живут персонажи, издали кажущиеся лишь пятнами на радужке.

В общем строгим поборникам традиций стоит остаться дома, всем остальным -- оформить визы и попробовать приобщиться к сегодняшнему, а заодно и к завтрашнему искусству.

Пока во дворе Папского дворца на самой престижной сцене фестиваля будут идти основные хиты, на десятках других площадок выступят участники офф-программы -- их никто не отбирает, они приезжают в Авиньон по собственной воле, но и в этом ворохе театрального сырья можно найти шедевр. И хотя в Авиньоне стоит страшная жара, любопытство все же берет верх -- залы набиты битком, съехавшиеся со всего мира зрители запасаются зонтиками и с раннего утра бегут занимать очередь за билетами.

Подробные репортажи с фестиваля читайте в ближайшее время на Infox. Полное расписание -- на сайте Авиньона.

Полная версия