Москва
5 января ‘25
Воскресенье

«Сумерки…» - любовь с третьего раза

Это будет один из самых коммерчески успешных релизов года. В прокат вышла очередная часть романтического сериала про вампиров и оборотней «Сумерки. Сага. Затмение». Первые кассовые рекорды уже установлены и в Америке, и у нас.

В среду, 30 июня, попасть на сеанс третьих «Сумерек…» было практически невозможно, причем как в Америке, так и в России. Устанавливался рекорд. Американцы принесли вампирам $68,53 млн. За день больше зарабатывал только один фильм. И это предыдущая серия -- «Новолуние» ($72,7 млн). Тут надо учесть, что «Новолуние» стартовало в пятницу, то есть, безусловно, в более прибыльный день. Зато среди картин, выпущенных в среду, «Затмение» -- абсолютный лидер. Можно не сомневаться, что стомиллионная планка будет преодолена по итогам выходных легко и непринужденно.

Русские люди, а точнее, наши барышни в первую очередь тоже не поскупились: 122, 5 млн руб. (это около $4 млн) за среду, что стало рекордом по сборам за день для нашей страны.

Тут поневоле заинтересуешься, что же их всех туда так тянет. После первых «Сумерек» казалось, что это напыщенное и туповатое, как дневник старшеклассницы, кино будет сугубо нишевым продуктом, который потихоньку сдуется и забудется. Девушки ходить в кино любят, так что кассовый успех этой бледной немочи не особо удивлял. Вторая часть добавила девичьему воображению пищи. Теперь Белла (девочка не такая, как все, как думает о себе почти каждая в ее возрасте) не только сохла по романтическому вампиру Эдварду. Появилась альтернатива в виде качественного индейского торса. Витальный оборотень Джейкоб представлял будущее, альтернативное тихим вздохам при луне, -- вполне себе конкретное плотское земное удовольствие. Вот если бы взять бакенбарды Эдварда, прилепить их на мощные скулы Джейкоба, а к его загорелому торсу пристроить аристократические руки вампира, и вообще, чтобы и поэзия была, и секс здоровый.

Смешно сказать, но в третьей части Белла официально сообщает отцу, что она все еще девственница. Это при двух-то видных собой ухажерах, готовых друг другу в глотки вцепиться.

В «Затмении», впрочем, между вампирами Каленами и местной волчьей стаей наметится союз. На Беллу вновь объявлена охота, и целая армия вампиров-новобранцев, невоспитанных, диких и голодных, движется на городишко. Пока они готовятся к наступлению, основную часть экранного времени героиня продолжает размышлять, с кем ей лучше. То есть, с одной стороны, она, конечно, вроде как уже все обещала Эдварду, но и на Джейкоба смотрит так проникновенно, что молодой волчок заводится и твердо намерен продолжать борьбу за самку.

Все эти смешные вещи, которые до сих пор в двух сериях подавались с вампирическим лиризмом и звериной прямотой, теперь наконец действительно смешные. Режиссер Дэвид Слэйд, снявший, между прочим, беспощадный триллер про страшную малолетку-мстительницу «Леденец» и один из самых свирепых, справедливых и веселых вампирических фильмов «30 дней ночи», слегка сбил пафос и дал наконец действию энергии.

Во-первых, к третьей серии, кажется, уже самим актерам стало смешно держаться заданных девичьими фантазиями типажей, ребята слегка расслабились, оживились и стали над собой потешаться. Пацанские перепалки Эдварда и Джейкоба, сами по себе весьма забавные, делают мучительный выбор Беллы довольно комичным. Наконец, вся эта глупая школьная шелуха отношений показана с точки зрения ироничного взрослого режиссера.

Во-вторых, в «Затмении» нашлось место более или менее бодрому насилию. В хороших драках Слэйд толк знает. Но, удивительное дело, в фильме про вампиров и оборотней, самых кровожадных тварей в современной киномифологии, собственно крови почти нет. Это жанровое нарушение, как и второе, уже упомянутое, -- принципиальное отсутствие секса в фильме про и для старшеклассников -- можно считать самыми новаторскими достижениями сериала.

Третью часть не только можно смотреть, но ее даже есть за что полюбить. Например, за милейшие флешбэки, в которых то один, то другой вампир вспоминает, как его инициировали. Характерно, что дальше позапрошлого века память их не заводит. И это лишний раз напоминает нам, что Америка -- страна молодая. Можно оценить и тему запахов, которая обсуждается беспрестанно и напрочь забивает любовную лирику.

Но самое главное, что наконец выяснилось, про что же на самом деле вся эта история. Дело вовсе не в чувствах и романтике. Все вполне прагматично и жизненно важно. Белла выбирает не между двумя типовыми парнями. И вообще сам по себе ее выбор не специфически девичий. Речь здесь идет о том, к какому типу социума прибиться. Один -- это корпоративный клан, в который входят холодные, дисциплинированные и рациональные аристократы, чья жизнь полна персональных ограничений, но дает им практически безграничную власть. Второй -- это семейная стая, состоящая из слегка диковатой, но душевной деревенщины, умеющей радоваться полнокровной жизни и довольствоваться малым. Вот выбор действительно важный, осмысленный и волнующий молодежь после школы, когда надо начинать куда-то двигаться самостоятельно. Хотя деньги несут «Затмению» по-прежнему не за это.

Полная версия