Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В арт-новостях: воры, самолет, девушка

Рентгены Мэрилин Монро вызвали неожиданный ажиотаж. Украденного Караваджо вернули на место. Истребитель стал искусством. Линч и Мэнсон делятся болью. А экологи требуют, чтобы галерея Tate отказалась от денег BP.

Украинских иуд поймали

Целая пачка хороших новостей на этой неделе. Во-первых, немецкая полиция арестовала воров, которые в июле 2008 года украли «Поцелуй Иуды» Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства. Они тогда вошли в музей ночью, вырезали картину из рамы и скрылись. Теперь же два года спустя они попытались картину продать и попались. Картину конфисковали, арестовали четырех украинцев и одного русского, а украинская милиция арестовала еще 20 сообщников. О покупателях пресс-атташе полиции по имени Анке Шприштерсбах (само по себе арт-объект) пока ничего не сообщает. Цена картины тоже неясна, но речь идет о миллионах долларов. Ну и вообще, варваров, которые вырезают картины из рам, нужно изолировать.

Монро на просвет

Три рентгеновских снимка грудной клетки, сделанных Мэрилин Монро, проданы в воскресенье на аукционе за $45 тыс., в 15 раз дороже эстимейта. Планировалось, что снимки пойдут по $800-1200, но кто-то явно хотел убедиться, что у госпожи Монро все было настоящее. Снимки были сделаны 10 ноября 1954 года и были проданы на аукционе голливудских сувениров. Еще там был подлинный костюм Супермена, в котором снимался Кристофер Риз, -- он ушел за $35 тыс. Если это не современное искусство -- вы в нем ничего не понимаете.

Истребитель с потолка свисает

В галерее Tate Britain новая инсталляция -- реактивный истребитель Harrier, подвешенный на двух веревках. Автор -- Фиона Баннер. Первая реакция: как они это сделали? Куратор Лиззи Кэри-Томас объясняла корреспонденту Guardian, что автор позвала на помощь компанию, специализирующуюся на спецэффектах и фейерверках. Техники этой организации разобрали самолет, вынули из него внутренности, вварили арматуру, чтобы истребитель не развалился под собственной тяжестью (хотя как он может развалиться, если он рассчитан на чудовищные перегрузки?), потом сняли с самолета крылья, хвост и нос, чтобы можно было затащить все это в галерею, а потом заново собрали. Красота неимоверная. Второй возникающий вопрос -- «зачем?» -- следует немедленно отмести как бессмысленный, это же современное искусство.

Вся эта штука висит на веревках и болтается, если ее как следует пнуть, что, разумеется, запрещено. Зато под этот самолет можно лечь, смотреть на него снизу и бояться. Опять же, вопросов лучше не задавать.

Боль и одиночество Мэнсона и Линча

В венском Кунстхалле идет совместная выставка рокера Мэрилина Мэнсона и режиссера Дэвида Линча. Выставка посвящена любимым темам Мэнсона -- отчаянию, боли, одиночеству, безумию и открытию себя через агонию. Акварели Мэнсона сопровождаются ранними короткометражками Линча -- тоже про эстетизацию боли и телесного уродства. Спешите видеть, только для 25 июля запасайтесь успокоительным, зрелище не для слабонервных.

Мэнсон, кажется, хочет вовсе отказаться от карьеры рок-звезды. То он снимает полупорнографическую версию «Алисы в стране чудес», то выставляет акварельки.

Саландера никак не посадят

Манхэттенский судья Майкл Джей Обус отложил вынесение приговора Лоуренсу Саландеру, известному арт-жулику, на август и отпустил его на это время под залог. Саландер печально известен тем, что продавал картины, которые ему не принадлежали, продавал инвестиции в несуществующие арт-проекты, продавал одни и те же паи несколько раз -- и все это в общей сложности на сумму $120 млн, причем в конце своей карьеры (в 2007 году) он объявил себя банкротом. К тому же он алкоголик, хотя его адвокат утверждает, что последние два месяца этот выдающийся арт-дилер не пьет. Саландер признал себя виновным в 29 случаях мошенничества, и грозит ему от 10 до 18 лет. При этом ему уже исполнилось 60, так что вся надежда только на УДО -- он же в конце концов не ножиком картины из рамы вырезал!

Брать или не брать

В Лондоне идет довольно бурное обсуждение деятельности компании BP, которая мало того что отравляет воды Мексиканского залива своей нечистой нефтью, так еще и спонсирует галерею Tate своими грязными деньгами. Экологи-леваки устроили акции протеста и сожгли несколько чучел у входа в галерею -- адское индустриальное здание, и без аутодафе навевающее неприятные средневековые ассоциации. И теперь блогеры и колумнисты соревнуются в упражнениях на тему «Стоит ли почтенной арт-организации брать денег у транснациональных корпораций». Напоминает это акцию «Рок против наркотиков или пчелы против меда». Хотелось бы, конечно, услышать мнение руководства галереи, хотя есть подозрение, что оно довольно предсказуемо.

Полная версия