Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Стиляги» напоминают подзабытые ценности

Яркий и оптимистичный мюзикл «Стиляги» идеально подходит для наступающих праздников. Новое кино Валерия Тодоровского исполнит обещание, данное рекламой, и станет одним из главных российских фильмов года -- и этого, и наступающего. После просмотра «Стиляг» самое естественное желание – это купить оранжевый галстук, желтые ботинки и бриолин.

Свой фильм Валерий Тодоровский начинает с рентгеновского снимка легких. «Вдохните, задержите дыхание, можете дышать», -- говорит доктор. Реплика не проходная -- cобственно, так это кино и нужно смотреть. И именно так живут главные герои Тодоровского – они дышат полной грудью, легко и свободно. Потом этот снимок один из персонажей прожжет сигаретой ровно по центру, обрежет углы и превратит лист в пластинку, на которой будет записан джаз. В этом фильме музыка идет изнутри, из легких и потому здесь все легко поется, танцуется, слушается и смотрится.

История, которую сочинил Тодоровский, построена на простом и очевидном противопоставлении -- серого советского быта, унылой массы и ярких, «не таких, как все» стиляг, хвативших в несвободной стране глоток свободы, на конфликте живых стиляг и мертвых обывателей. О том, как становятся по-настоящему свободными людьми, Тодоровский и рассказывает. Время действия фильма – 1955 год. Через год выйдет «Весна на Заречной улице», которую отец Валерия Тодоровского Петр снимал как оператор.

От униформы к стилю

Комсомолец и спортсмен Мэлс (имя расшифровывается как Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) – актер Антон Шагин -- вместе с товарищами, одетыми в военного типа униформу, устраивает облаву на стиляг. Разряженная банда, собравшаяся на нелегальную танцевальную вечерину, разбегается. Комсомольцы режут пойманным цветастые шмотки и состригают набриолиненные коки. Мэлс бросается в погоню за девушкой (Оксана Акиньшина), в которую влюбится с первого взгляда. Ради нее он бросит свой комсомольский дозор, пойдет разгружать по ночам вагоны, чтобы купить цветастый галстук, яркий пиджак и брюки-дудочки. Он научится играть на саксофоне и станет в конце концов правильным «чуваком».

Валерий Тодоровский«Стиляги» -- 2008 год; «Тиски» -- 2007 год; «Мой сводный брат Франкенштейн» -- 2004 год; «Любовник» -- 2002 год. «Страна глухих» 1997 г. «Подмосковные вечера» 1994 г. «Любовь» 1991 г.

Под внешне легкомысленной оболочкой шумного и эффектного мюзикла, уровень и качество музыкальных номеров которого не ниже голливудских стандартов, в фильме Тодоровского заложена краткая и упрощенная в духе жанра генеалогия советского свободомыслия. Тодоровский показывает не просто превращение зажатого комсомольца в раскованного стилягу. Отцу Мэлса, играет которого Сергей Гармаш, вовсе не надо наряжаться в пестрый прикид, чтобы почувствовать себя свободным. Он пришел свободным человеком с войны. Это, кстати, одна из любимых тем в кино Тодоровского-старшего. С другой стороны, приятель Мэлса, лидер компании стиляг Фрэд (Максим Матвеев), сын влиятельного советского дипломата (Олег Янковский), легко отказывается от юношеского бунтарства ради успешной карьеры, преспокойно стрижется, как положено, и надевает неприметный костюмчик. Так же, как в свое время поступил и его отец.

От стиляг к рэперам

Мэлс, которого чуваки переименовали на американский лад в Мэла, оказывается настоящим нонконформистом, который ради, ни много ни мало, любви и своих идеалов готов на любые жертвы. Из его имени выпала очень важная буква, обозначавшая Сталина. Вместе с ней выпало и его комсомольское прошлое, и наметилось будущее шестидесятника. Тодоровский сделал своего главного героя не просто разбитным стилягой. Мэлс – концентрированная смесь советского либерального идеализма, выдохшаяся в 90-е. И чтобы уж никаких сомнений не оставалось, режиссер перекинул музыкальный мост от конца столетия к середине, заставив своих персонажей исполнять переработанные хиты 80--90-х. Ну, а в финале, уже совсем не стесняясь пафоса, Тодоровский выпускает на пустую Тверскую улицу целую толпу современных «неформалов» всех мастей (панков, байкеров, растаманов, готов, рэперов и т. д.), чтобы мы видели и знали своих настоящих героев и убедились в том, что свободный дух еще окончательно не выветрился из этой страны.

Полная версия