Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Сделки с совестью – на кону табун и диссидент

В основном конкурсе ММКФ: венгерские политические страсти соревнуются с русской благодатью. В проигрыше оказывается здравый смысл.

«Последний донос на Анну» (Венгрия, 2009)

Режиссер Марта Мессарош

В 1973 году венгра Петера, лингвиста и специалиста по французским трубадурам, то есть создание, как предполагается по роду занятий, слегка не от мира сего, посылают выступить с лекцией в Брюссель. Посылают, однако, не исключительно за красивые глазки и поэтическую эрудицию, а с целью убедить вернуться на родину видную венгерскую диссидентку Анну Кетли, активистку восстания 1956 года, которая сильно портит стране реноме за рубежом. Надежды на то, что непримиримая оппозиционерка клюнет на наживку, спецслужбам добавляет то обстоятельство, что Петер – племянник ее бывшего возлюбленного.

Картин, посвященных советскому тоталитарному строю, в конкурсной программе более чем достаточно, и «Последний донос на Анну» выглядит на их фоне наиболее бледно и пафосно одновременно. И дело даже не в том, что в данном случае сценаристам приходится придерживаться фактов (поскольку Анна Кетли – реальное историческое лицо), то есть несколько себя сдерживать по части художеств и активнее продвигать тему чистой политики. Напротив, Марта Мессарош смотрит на отношения героев (впрочем, выдуманные) сугубо женским взглядом и не экономит на романтическом сиропе, который невыгодно соседствует с общей высокопарностью изложения. Безусловным украшением картины, однако, является Эрнё Фекети, который играет интеллигента, с волшебной легкостью идущего на сделки с совестью. Он работает с вдохновением и огоньком, достойными профильной награды.

«Воробей» (Россия, 2010)

Режиссер Юрий Шиллер

Деревня Васильевка живет в целом тихой умеренной жизнью, которую трудно предположить в сегодняшней русской провинции. Жители ее, конечно, пьют, однако знают меру, и всякий из них по-своему колоритен. Имеется отшельник, удалившийся в леса. Есть просветленная богомолка, прочесывающая окрестности на предмет обнаружения мистического места, где всем будет счастье. Мудрый старик пишет историю деревни. Его внук по кличке Воробей, отрок в целом благообразный, но наделенный не по-детски неприятным обаянием, любит поговорить про смерть и запуск адронного коллайдера. Отрицательный герой только один, и это директор совхоза, который за долги планирует продать на бойню обретающийся при деревне конский табун. По местной легенде, еще в довоенные времена табун взялся в Васильевке буквально из ниоткуда.

Единственный русский фильм в конкурсной программе, благодаря своей редкостной благостности, смотрится на общем фоне не столько воробьем, сколько белой вороной. Это как бы презентация русской души на примере одной типовой деревни, ориентированная, судя по всему, на импорт. Все величие и бесстрашие этой души постановщик «Воробья» документалист Юрий Шиллер приберегает на финал. Но концовка, увы, оборачивается пшиком, таким же надуманным и искусственным, как и, собственно, вся история. Есть в картине что-то от народного блокбастера «Любить по-русски», но нет той колоритной истерии, что обеспечивал в фильме Матвеева, например, артист Джигурда. Посему малоизвестных актеров легко переигрывают присутствующие в кадре птицы, кони, коровы, куры и котики. Их в фильме очень много, и снимать живность постановщику определенно нравится больше, нежели людей.

Полная версия