Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Приключения пистолета в шведском Лыткарине

На конкурсе «Перспективы» показали, как плохо живется шведам в спальных районах: педофилия, подростковое пьянство, наркомания и насилие. Фильм «Раз, два, три, четыре, семь» режиссера Эмиля Юнвика рассказывает историю одного пистолета.

Один хороший, но робкий мальчик переезжает с родителями в какой-то жуткий пригород вроде Лыткарина (кто б мог подумать, что в зеленой, чистенькой Швеции есть такие унылые гетто), населенный неблагополучными детьми и их по большей части небогатыми родителями.

Новенький сразу становится изгоем и парией, его обзывают педиком и бабой. То есть как бы наше «Чучело», но не совсем. И вот однажды мальчик находит, будете смеяться, пистолет... Шел он грустный по лесу, пинал опавшую листву, и тут -- бабах! -- пушка валяется. Было бы, конечно, неплохо, если бы он, не мешкая, всех сразу перестрелял, и мы бы разошлись спокойно по домам. Но главный герой действительно оказался тряпкой, которую еще мало по полу повозили. Он повыделывался перед зеркалом, а потом из каких-то странных альтруистических соображений отдал оружие плохим ребятам. Поэтому остальные полтора часа мы наблюдаем, как одна за другой исчезают из обоймы семь пуль.

К чести режиссера надо отметить, что его фильм вызывает очень правдивые эмоции. Смотреть его неприятно почти так же, как наблюдать за настоящими подростками, которые пьют пиво, ругаются матом и лузгают семечки в вашем подъезде.

В фильме, разумеется, герои семечками не ограничиваются. Они изощренно издеваются друг над другом, избивают слабых, убивают морскую свинку и одного папашу-алкоголика, а вот попытка застрелить педофила, к которому ходят за сигаретами и бухлом, не удалась. Ну, дальше можно домысливать все самое худшее. Ясно, что у шведского режиссера, который решил заострить внимание на социальной проблеме, тормозов не бывает.

На пресс-конференции все ожидали увидеть какого-нибудь тщедушного, натерпевшегося от подростковых зверств страдальца, который вырос и решил выместить обиду со всей силой искусства. Но автор этого произведения оказался рослым, видным и исключительно уверенным в себе мужчиной. На вопрос, зачем же тогда он снял еще одно кино про подростков и пистолет, Эмиль Юнвик честно ответил, что в Швеции эту острую проблему никто до него не поднимал. Это странно, конечно, потому как со стороны кажется, что почти все шведские фильмы так или иначе про это.

Впрочем, как родители мы режиссера вполне понимаем: с этими подростками действительно одни проблемы, а если еще и пистолеты будут валяться возле катков, так вообще беда. Надежда режиссера, переходящая в твердую убежденность, на то, что фильм вызовет огромный резонанс на его родине, более чем оправдана -- его должны показывать в школах и на родительских собраниях. Не очень понятно только, чем руководствовались отборщики, которые пригласили это кино в конкурсную программу фестиваля. Скорее всего, у них тоже подростки в подъезде нагадили.

Полная версия