Искусство дирижировать океанами
Пять лет съемок, 80 миллионов долларов - бюджет, невиданные технологии, несколько кругосветных путешествий. Редко случается кино, которое можно рекомендовать решительно всем, поскольку величие зрелища превосходит любые эстетические и интеллектуальные ограничения. В прокат выходят «Океаны».
Общеизвестен, наверное, уже факт, что мир Пандоры сочинился в голове Джеймса Кэмерона после его подводных путешествий. Посмотрев «Океаны», его очень легко понять, с одной стороны. С другой -- приходится констатировать очевидное: даже фантазия очень одаренного и материально обеспеченного художника -- бледная тень того, что там есть на самом деле. Жизнь -- самый грандиозный спецэффект.
Вроде бы удивляться тут особо нечему. В «географических» документалках подводная тема освоена наиподробнейшим образом. Про Жак-Ива Кусто напоминать излишне. Тем не менее оказывается, что океан достаточно велик, чтобы подарить нам еще один шедевр.
Собственно, подводная история тут не главная и не единственная. Задача формулировалась, видимо, предельно амбициозно -- показать океаны, как они есть во всей полноте. Полнота тут, конечно, имеется в виду образная, а не каталожная.
Одна из первых фраз закадрового текста сообщает, что история океана -- это история диких полчищ. И эти полчища здесь представлены максимально убедительно -- эскадры дельфинов и эскадрильи птиц, крабьи орды и косяки рыбы, похожие на живые планеты. Оглушая вас сумасшедшими кадрами, авторы этого чуда ни на секунду не забывают о драматургии и актерской игре. В фильме есть несколько ключевых драматических точек, которые создают некий каркас сюжета. Все они связаны с видами охоты, которая не столько жестока, сколько красива. За человеческие эмоции отвечают океанские обитатели. Каждое животное -- это персонаж, характер, актер с репликами, пластикой, настроениями. Когда из воды выпрыгивает огромный кит и плюхается на спину, шлепая по воде плавниками, вам ясно, какой кайф он сейчас поймал. Когда тюлени томно переворачиваются и почесываются на пляже, моментально вспоминается собственное «тюленье» состояние. Когда морж, обняв плавниками своего детеныша, подталкивает его к поверхности, по-человечески его можно понять. Невербальная игра этой труппы красноречивее любого текста.
Природной щедрости в «Океанах» противопоставлен человек и его разрушительная деятельность. Ничего оригинального вроде бы не звучит. Вам покажут острова пластикового мусора, покажут, как умирает рыба в сетях, как протыкают кита гарпунами (причем все это из-под воды, с точки зрения рыб), и прочие очевидные и неприятные вещи. Но и тут сила образа иной раз оказывается убойной. Скажем, акулу, у которой обрезали плавники (на суп) и бросили обратно -- агонизировать на дне, вы будете видеть в кошмарах. Сначала примерно полтора часа вас с наслаждением топят в красоте, а потом коротко, но убедительно макают в дерьмо. После этой нехитрой процедуры сентенции о том, что природу надо беречь, совсем не кажутся высокопарными банальностями.