Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Немецкие желания, турецкая совесть и канадская карьера

Жюри основного конкурса во главе с Люком Бессоном рассказывает о своих первых ощущениях от ММКФ, принципах судейства, взглядах на кинематограф и футбол в прямом эфире Infox.ru. А наши корреспонденты – о своих первых впечатлениях от конкурсных показов. В обзоре фильмов основного конкурса и «Перспектив»: турецкий полицейский нянчится с маленьким африканским нелегалом; юный канадец стремится из грязи в князи; а немцы подсовывают мысль вместо порнографии.

«Выброшенный на берег моря» (Турция)

Режиссер Несли Чольгечен. Основной конкурс.

Во время рейда на побережье турецкий полицейский Халил по неосторожности убивает африканского эмигранта. В ожидании суда Халил ходит на допросы к следователю, а параллельно изводит себя самокопанием. Однажды, когда герой лежит в волнах прибоя с намерением то ли забыться, то ли, что забытья не исключает, утопиться, ему на глаза сначала попадается мячик, а потом и мальчик, десятилетний негритенок Джордан. Ребенок уцелел после крушения катера, переправлявшего африканских нелегалов в Европу. Мама погибла, но в Англии у него есть отец-гастарбайтер, который, как становится понятно дальше, Джордана не особенно-то и ждет.

Первый конкурсный фильм, показанный прессе при умеренном количестве зрителей, одинаково нетрудно себе представить и в основной программе ММКФ, и на дневном дециметровом канале средней руки. Это кино психологически тяжкое, но не лишенное той отчасти приятной определенности, когда с персонажами и развитием их отношений как-то сразу все понятно даже не слишком изощренному зрителю. Сюжетные системные сбои случаются только ближе к финалу, но происходит это у авторов, кажется, не очень осознанно. Главная достопримечательность картины -- пухлое лицо юного темнокожего артиста Дениза Бойнера. Избыточной умилительностью с элементами, впрочем, хитроватости он дает фору Коту из «Шрека». Причем мальчик включает обаяние настолько стратегически уместно, что кажется, будто социальная драма вот-вот обернется (примерно как «Район № 9») мистическим хоррором о том, что не нужно слишком доверять малознакомым людям.

«Коул» (Канада)

Режиссер Карл Бессаи. Основной конкурс.

Двадцатилетний начинающий писатель Коул получает жизненное образование в поселке с населением в 350 человек. Пока старшая сестра присматривает за автозаправкой, Коул вытаскивает из-под колес машин пребывающую не в себе после аварии маму. Кроме того, имеются двое детей сестры от разных любовников: бросившего ее афроамериканца и нынешнего, белого алкаша и дебошира. Друзья Коула балуются каким-то газом (в российской провинции 90-х его эквивалентом был клей «Момент») и предполагают для себя два варианта развития жизненных событий: умереть молодыми от передозировки или пожить таким образом еще по крайней мере полвека. Вытащить Коула из этой трясины может разве что девушка с литературных курсов при университете, на которые он мотается в ближайший город.

В общем, понятно, что на такой почве из талантливого героя может расцвести либо очередной Буковски (правда, для этого Коул маловато пьет), либо, что вероятнее, новый Кен Кизи, чей мощный пролетарский роман «Порою нестерпимо хочется» канадская картина, неторопливая, но со взрывами страсти, напоминает. Хотя чересчур очевидных социальных мотивов, ставших пропуском «Коула» на ММКФ, Кизи, скорее всего, постеснялся бы. Муза Коула -- городская девушка, да еще темнокожая. Она ездит на «мерсе» и живет в доме с бассейном и высокомерными родителями, которые поглядывают на притащенный дочкой white trash без всякого удовольствия. Чрезмерную расовую предупредительность картины, впрочем, искупают лучащаяся солнцем и как будто снятая на «Свему» картинка родом из 1970-х и хеппи-энд -- явление для фестивальных фильмов не больно-то распространенное.

«Постельные сцены» (Германия)

Режиссер РП Каль. «Перспективы».

Это фильм про то, как девушка Нина решила снять кино. У ее фильма нет названия, оператора, бюджета и сценария. Зато у Нины есть обшарпанная квартира в Берлине и пара знакомых актеров. О чем будет ее лента, девушка тоже пока не поняла, ей ясно только одно: герои должны заниматься сексом. По-настоящему заниматься, без трусов. Звучит интригующе, но на деле все не так хорошо, как могло бы быть у немецкого фильма с названием «Постельные сцены». Съемки длятся семь дней, и каждый из них носит какое-нибудь многозначительное название: «Желание», «Бог» или «Каждый сам по себе и камера». В иной день герои действительно занимаются любовью, но делают это как-то без огонька, будто по принуждению. А чаще курят и обсуждают, о чем же все-таки фильм, над которым они трудятся. Съемочная группа ведет эти разговоры с такими тревожными лицами, что поначалу кажется, что киномеханик перепутал субтитры.

На пресс-конференции после показа режиссер РП Каль объяснил, что все так и было задумано, а то зритель, не приведи господи, подумает, что перед ним легкомысленная порнография, и возбуждение помешает ему постигнуть главную мысль. Он тревожился совершенно напрасно, по крайней мере, московский зритель почти сразу понял, что к чему: в разгар четвертого съемочного дня -- он как раз назывался «Желание» -- в зале раздался раскатистый храп.

Еще режиссер рассказал, что одна его знакомая обругала его свиньей. Потому что она, не поверите, посмотрела его «Постельные сцены» уже пять раз. И все время думает теперь об Этом. Действительно, задуматься есть о чем. Ведь на шестой день Нина все-таки решила вступить с актером Гансом, которого она знает уже три года, в интимную связь. Потом она попала в осенний парк и встретила пару оленей. А на седьмой день решила свой шедевр не снимать и даже отказалась от предложенных на него денег. Мораль очевидна: хороший секс полезнее всякого кинофильма. Не стоит обобщать, но режиссеру РП Калю точно стоит вспомнить об этой мудрости, когда он в следующий раз решит сделать кино.

Полная версия