Ураган под управлением Дудамеля
Если кому-то игра этого оркестра, не вписывающаяся в привычные рамки, напомнит футбол, сравнение уместно. 17 и 18 июня в Концертном зале им. П. И. Чайковского публику ждут два подряд выступления венесуэльского Юношеского оркестра Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля.
Программа как программа: с симфониями Бетховена (№5) и Чайковского (№ 4), с «Весной священной» Стравинского и латиноамериканскими аранжировками. Но дело тут не в программе, а в умопомрачительном оркестре.
Системная улыбка Дудамеля
В музыкальном мире похвалы Густаво Дудамелю звучат вот уже года четыре. Звучат, будто адресованы не субтильного сложения лохматому человечку, которому через год -- тридцать, а кому-то великому на закате его общественно-полезной деятельности. В свои 29 лет Густаво Дудамель уже глава Лос-Анджелесского симфонического оркестра (это карьера) и эксклюзивный дирижер лейбла Deutsсhe Grammophone (а это – репутация). И вот уже 11 лет он главный дирижер венесуэльского Юношеского оркестра Симона Боливара. Про таких говорят -- молодой да ранний.
В случае Густаво Дудамеля страшный образ «главного дирижера» выглядит сущей карикатурой. Маэстро, на которого менеджеры готовы молиться ближайшие 30 лет, хрупок, улыбчив, дружелюбен и музыкантов при исполнении разве что в губы не целует. При этом искры высекает из оркестра на зависть маэстро-диктаторам. Другой бы на его месте пять рубашек сменил, а Дуди только сияет ямочками на щеках. Зато каким звуком ему отзывается верзила кларнетист с боксерской стрижкой, чернокожие качки-тубисты и феноменально вымуштрованная группа тромбонов с экзотическим украшением в виде девушки.
Все музыканты Юношеского симфонического оркестра Венесуэлы, как и сам Густаво Дудамель? -- воспитанники знаменитой «Системы» (El Systema) Хосе Антонио Абреу. За проект, призванный отвлечь молодежь от всякого дурмана, Абреу -- венесуэльский экономист, музыкант и педагог -- удостоен Нобелевской и прочих премий. Самое результативное из его детищ -- венесуэльский Юношеский. Но он лишь макушка огромного айсберга. Ныне в стране 102 юношеских и 55 детских симфонических оркестров. Всего же в программе «симфонизации всея Венесуэлы» занято порядка ста тысяч музыкантов. В 30-миллионном ежегодном бюджете «Системы» -- государственные и частные деньги. Солидную сумму периодически выкладывает и сам Хосе Антонио Абреу. Этот человек знает, за что платит.
Репетиции вместо приходов
Придуманная им в 1970-х пирамида социальной поддержки молодежных групп риска представляет собой «хорошо забытое старое». Столетием раньше наш Милий Алексеевич Балакирев в похожем направлении развивал деятельность Русского музыкального общества и состоящей при нем Бесплатной музыкальной школы. Развивал, пока не опротивел великой княгине Елене Павловне. Почему-то венесуэльский Балакирев не только не опротивел Уго Чавесу, но заручился в свое время столь мощной поддержкой лидера, что «Система» работает до сих пор. Точнее, играет.
Бесплатно раздав малоимущим неблагополучным детям да и просто-напросто приютским сиротам инструменты и послав всех на репетицию, Абреу целой стране навязал увлечение симфонической музыкой. Это его личный, так сказать, нацпроект. Проект удался. Теперь в Венесуэле, наверное, не сыскать подростка, который не шел бы с футляром под мышкой на репетицию или с нее. Когда-то с таким вот скрипичным футляром ходил и Густаво Дудамель, сын провинциального тромбониста. Согласно апокрифам, в 12 лет он поруководил кем-то из сверстников на репетиции. А Хосе Абреу, тогда сам еще дирижер венесуэльского Юношеского, его и заприметил. И вот что из этого вышло.
Популярная, хотя симфоническая
В русском Youtube большинство роликов венесуэльского Юношеского идут под рубрикой «популярная музыка». Посещаемость даже для попсы фантастическая: шести- и семизначные цифры. Закаленному меломану со стажем все это удар под дых. Музейное бесчувствие симфонизма этот молодняк превратил в нечто вроде футбола. Знали бы фон Караян с берлинскими филармониками да стадионные теноры со своими гонорарами, кому поле сдают. Бездомным, бессемейным парням и девчатам из Венесуэлы, их ураганному оркестру и улыбчивому дирижеру (он, впрочем, из семьи благополучной). Сжатая в один громящий кулак команда Дудамеля 11 лет творит чудеса, побуждая скептиков к капитуляции прямо-таки по Маяковскому: «сдайся, враг, замри и ляг».
Наиболее известный их диск Fiesta можно сравнить лишь с самыми сильными образцами советского музыкального прошлого. Сильными буквально: «Время, вперед!» Свиридова, «Танец с саблями» Хачатуряна, его же балет «Спартак». Если одно умножить на другое и развить в геометрической прогрессии с третьим, получим бледное подобие той первобытности и неукротимости, которые одурманивают в «популярной» подборке венесуэльцев. Треки различаются по формату и протяженности, но идут, наподобие лодки с атомным реактором, на глубине каких-то огромных утраченных культурой нашего времени смыслов. В темпераменте оркестровой игры, в окрашенности групп угадываются то типы классической джазовости, то рокерский перегиб эмоций. Но все это не более чем мишурные подробности чего-то гораздо большего, искреннего и очень честного.
Играя симфоническую аранжировку Баха или Мамбо из «Вестсайдской истории» Бернстайна, венесуэльцы, похоже, совсем не мучаются вопросами национального авторства. Они способны делать шедевры беззаботно, как дети. Но дело, конечно, не в наивности. Их слух в чем-то древнее нашего, а в чем-то гораздо свежее. И уж конечно, их слух свободнее от правил европейской игры в стиль, эпоху и в точность воспроизводимого авторского почерка. Сама цель программы -- играть музыку ради удовольствия -- открыла венесуэльским оркестрантам то простое и очевидное, что мы успели забыть. Музыка – это искусство, но она же -- часть природы. И отдаваться ей правильнее всего с тем же заразительным ощущением чуда, с каким дети разглядывают морскую воду, карту материков или только что подаренный мячик.